В интересах всех вовлеченных сторон 

 

Политическую поддержку «Набукко» получил — теперь дело за коммерческими договоренностями

 

В конце прошлой недели глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу завершил четырехдневное турне в Азербайджан и Туркменистан. Еще до его начала было известно, что цель поездки — оказать политическую поддержку и дать толчок развитию Южного энергетического коридора — транзитного пути для прямых поставок углеводородов из Азербайджана, Туркменистана и в будущем Казахстана в Европу.

В Азербайджане была подписана декларация о доставке каспийского газа в Европу по «Южному коридору» — на итоговой пресс-конференции в Баку Баррозу назвал его «прорывом, который в дальнейшем откроет путь к принятию больших и важных решений». В Туркменистане стороны обсудили возможные маршруты поставок газа в планируемый трубопровод «Набукко» — его в ходе визита глава Еврокомиссии также неоднократно называл приоритетным, наиболее соответствующим интересам ЕС, — по маршруту и объемам поставок газа. Вместе с тем, уточнял Баррозу, другие проекты, которые вписываются в рамки Южного газового коридора, также поддерживаются Еврокомиссией и не конкурируют друг с другом.

«Дорожная карта» проекта

Азербайджан и Еврокомиссия поддерживают инвесторов в принятии мер по совместному распределению газа, который будет добыт в рамках проекта «Шахдениз-2», говорится в декларации. Аналогичное пожелание выражено в отношении запасов других газовых месторождений нашей страны, учитывая заявление Азербайджана об открытии месторождения «Умид», о планах разработки резервов, залегающих в нижних горизонтах месторождений «АзериЧирагГюнешли», а также разведки других площадей на Каспии. В документе указано, что общей целью является создание и скорейший вывод «Южного газового коридора» на операционный уровень, а также определение Азербайджана в качестве основного поставщика газа по нему. Стороны заявили, что этот стратегический коридор дополняет существующие газовые коридоры ЕС и, создавая маршрут из Каспийского региона на европейский рынок, отвечает стратегическим целям как ЕС, так и Азербайджана по диверсификации маршрутов поставок газа и установлению прямых энергетических и транспортных связей.

Визит представителей Еврокомиссии не ограничился исключительно политическими заявлениями. Сопровождающий Баррозу еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер и министр промышленности и энергетики Натиг Aлиeв согласовали и закрепили подписями протокол о создании совместной рабочей группы по ускорению работ в связи с реализацией проекта «Южный газовый коридор». Она будет решать «все возникающие в рамках реализации проекта вопросы» и каждые два месяца будет представлять отчеты главам Азербайджана и Еврокомиссии. По словам Н.Aлиeва, протокол станет «дорожной картой» для практической реализации декларации и устранения юридических, политических, коммерческих, технических проблем, возникающих на этом пути. О планах осуществлять практическую работу говорит и тот факт, что в состав рабочей группы войдут также представители иностранных компаний и других заинтересованных в процессе лиц.

Исходя

из коммерческой

целесообразности

С момента открытия крупного газового месторождения «Шахдениз» перед Азербайджаном встала задача по экспорту сырья на мировые рынки. Специфика газа еще более затрудняла эту задачу, так как необходимы были долгосрочные соглашения на его продажу. Разрешение данной проблемы несколько задержало реализацию первого этапа разработки месторождения. Полномасштабная разработка «Шахдениз» до сих пор не санкционирована также по причине неясности, кто же будет покупателем будущих удвоенных объемов газа. Потому для Азербайджана вопрос определения рынков сбыта газа и заключения коммерческих соглашений о купле-продаже газа — приоритет.

Твердые намерения европейских стран создать Южный коридор внушают оптимизм, что выгодный со всех точек зрения газовый рынок Европы и может стать основным для азербайджанского газа. Прогнозы по росту потребления газа в Старом Свете, платежеспособность, хороший экономический рост и значительный потенциал в связи с вхождением в него большого числа стран и дальнейшим расширением границ делают этот рынок очень привлекательным. Не случайно соседняя Россия стремится направлять свои основные экспортные ресурсы именно в сторону Европы, в дополнение к имеющимся строятся дорогие и технологически весьма сложные нефте- и газопроводы.

Азербайджан не отказывается от потенциала ближних рынков — России, Грузии и Ирана. Однако даже неспециалисту ясно, что они имеют ограничения, как по объемам, так и по возможностям получения максимальной коммерческой выгоды. Контракты по поставкам газа в этих направлениях небольшие по объемам и носят среднесрочный характер. Они не могут служить базой для принятия решения о вложении многомиллиардных инвестиций в развитие месторождения «Шахдениз» и гарантировать необходимые для этого долгосрочные поставки. Потому стремление выйти на другие рынки, отвечающее этим критериям, не должно восприниматься как «игра против», а всего лишь как коммерческая целесообразность.

Туркменистан — за!

Европа видит в Баку не только альтернативный источник поставок энергоресурсов, но и транзитера центральноазиатского газа. Неслучайно после Азербайджана глава Еврокомиссии направился в Туркменистан, где также обсуждались прямые поставки туркменского газа в Европу. Известно, что Туркменистан находится на 4-м месте в мире по запасам природного газа, причем хорошего качества и технически относительно легкодоступного. Вместе с тем за 20 лет независимости только недавно страна получила возможность прямых поставок своего газа на внешние рынки. С начала 2010 года начались экспорт ее газа в Китай, строительство нового газопровода, увеличились поставки топлива в Иран. Правда, пока объемы и в том, и в другом направлении сравнительно небольшие. Физически туркменский газ много лет, с начала 90-х до 2009 года, доходил и до европейского рынка, однако он менял при этом страну происхождения на Россию. Неудивительно, что президент Гурбангулу Бердымухаммедов в ходе встречи с главой Еврокомиссии заявил, что рассматривает европейское направление поставок как одно из перспективных, и выразил готовность к совместной работе с коллегами из ЕС.

Очевидно, желание Туркменистана стать самостоятельным игроком на газовом рынке «созрело» для того, чтобы обрести реальные формы. На саммите в Баку в октябре прошлого года заявление президента Туркменистана о возможности строительства Транскаспийского трубопровода было воспринято исключительно как декларативное. Однако оно было повторно озвучено на встрече с главой Еврокомиссии Баррозу. Причем президент Туркменистана дал детальное изложение того, каким ему видится данный проект. Одним из самых привлекательных с коммерческой, финансовой и инфраструктурной точек зрения проектов Бердымухаммедов назвал строительство газопровода по дну Каспия и подчеркнул, что решение этого вопроса напрямую зависит от юрисдикции тех стран, по территории которых он пройдет. Говоря о других способах транспортировки газа, глава Туркменистана обратил внимание на возможности доставки сжатого либо сжиженного газа через Каспий. «Для этого потребуются создание специальной инфраструктуры и наличие танкерного флота. Считаю, что эти и другие варианты поставок туркменского газа в Европу могут стать предметом самого серьезного обсуждения между Туркменистаном и правительствами заинтересованных европейских государств и компаний», — заявил он. По словам президента, все вопросы, связанные с реализацией таких проектов, должны стать в ближайшее время предметом детальных обсуждений на уровне экспертов, а результаты их работы следует в будущем закрепить в соответствующих соглашениях и контрактах.

Означает ли это, что визит главы Еврокомиссии и намерения ЕС предметно обсуждать вопросы покупок туркменского газа приведут к реализации этих идей, — покажет время. Однако президент Туркменистана, отвечая на вопросы журналистов, заявил о готовности страны в любой момент подписать контракты на поставку необходимых объемов газа в Европу. «Дело лишь за компаниями, которые бы осуществляли его доставку от границ Туркменистана до потребителей», — отметил он. Это было встречено заявлением о готовности Европы приобретать туркменский газ на границе и предложить свои возможности для развития ТЭК со стороны главы Еврокомиссии. Баррозу выразил также поддержку позиции Туркменистана по вопросу строительства Транскаспийского газопровода.

 

 

Кямаля МУСТАФАЕВА

 

Азербайджанские известия. – 2011. – 20 января. – С. 2.