Направление — на запад 

 

Скоро Азербайджан с Турцией свяжут не только трубопроводы,

но и рельсы, а также линии электропередачи

 

Дружественная Азербайджану во всех смыслах Турция и наша страна ставят целью довести взаимный товарооборот до $5 млрд в год. При этом стороны полагают, что потенциал и возможности для этого неплохие: взаимное экономическое проникновение может возрасти не только в сфере поставок и транспортировки углеводородов. В частности, сегодня в Тбилиси на уровне министров транспорта Азербайджана, Грузии и Турции состоятся обсуждения по железнодорожному проекту Баку—Тбилиси—Карс.

За последнее десятилетие товарооборот между Азербайджаном и Турцией возрос почти в 10 раз. Если в начале 2000 года он едва достигал $300 млн, то в настоящее время составляет уже $2,5-3 млрд, заявил министр энергетики Турции Танер Йылдыз. Он находился в Баку в минувшие выходные и обсуждал вопросы развития экономических связей между двумя странами. И все же очевидно, в ближайшее десятилетие основу товарооборота между Азербайджаном и Турцией все равно будут составлять энергоносители и все, что связано с ними. Прежде всего, после начала полномасштабной разработки месторождения «Шахдениз», Турция увеличит закупки азербайджанского газа на 6 млрд кубометров. Весомое значение будет иметь также транзит энергоносителей на мировые рынки, продолжится экспорт нефти через средиземноморский порт Джейхан и начнется доставка газа в Европу по территории Турции.

Улучшению статистики по двустороннему товарообороту будут способствовать и другие важные региональные проекты, которые находятся на стадии реализации. Это, прежде всего, железнодорожная связка, которая соединит рельсами Азербайджан и Турцию через территорию Грузии, — проект Баку—Тбилиси—Карс. Транспортный коридор БТК включает в себя строительство железнодорожной ветки «Карс—Ахалкалаки» протяженностью 98 км, из которых 68 км приходится на турецкую, а 30 км — на грузинскую территории. Завершение строительства дороги облегчит логистику и позволит кратно увеличить железнодорожные перевозки. Ожидается, что ежегодно по ветке, которая имеет прямой выход на европейскую железнодорожную сеть, будет транспортироваться до 30 млн тонн грузов. Как отмечают в Министерстве транспорта Азербайджана, БТК позволит заметно увеличить объем грузопотока, в частности, контейнерных, наливных и других типов грузов из Азии в Европу. За это время будет завершена реализация проекта Мармарис, подразумевающего строительство туннеля под Босфором, что позволит открыть железнодорожное сообщение в Европу. Важным звеном БТК станет также улучшение снабжения Нахчыванской автономии через территорию Турции. Как известно, в настоящее время НАР, в основном, ограничена воздушными поставками, что довольно затратно. Как сообщалось, Азербайджан готов выделить для строительства грузинского участка БТК дополнительно $50 млн. Ранее соседям уже выделялся льготный кредит в размере $200 млн на 25 лет под 1% годовых.

Важной составляющей в росте товарооборота станет и реализация проекта, предусматривающего соединение линий электропередачи Турции, Грузии и Азербайджана. Это позволит не только совершать энергообмен между тремя странами, что является общепринятой практикой для решения краткосрочных проблем. Объединение энергосистем даст возможность в будущем торговать излишками электроэнергии и экспортировать ее в Турцию.

В рамках последнего заседания двусторонней комиссии стороны подписали также меморандум о намерениях по взаимодействию в сфере поиска и исследований минеральных ресурсов. Хотя подробности не раскрываются, но известно, что турецкая нефтегазовая компания Turkiye Petrolleri Anonim Ortaqlari (TPAO) заинтересована в расширении своего присутствия в азербайджанских проектах по добыче углеводородов. Подобно другим западным энергетическим компаниям она интересуется новыми возможностями здесь. Как раз в конце декабря глава TPAO Мехмет Уйсал побывал в ГНКАР, где провел переговоры со своим коллегой Ровнагом Абдуллаевым. Он отметил, что компания внимательно следит за осуществляемыми ГНКАР проектами в Азербайджане и Турции и проявляет к ним большой интерес. Меморандум дает также возможность ГНКАР стать инвестором в Турции не только в области нефтегазопереработки и нефтехимии, как сейчас, но и разведки и добычи энергоресурсов. В настоящее время на турецком шельфе Черного моря разворачиваются активные разведочные работы. Правда, они очень затратные и имеют высокие риски, но крупные компании все же идут на эти издержки, так как в мире остается все меньше неразведанных углеводородных провинций. Вместе с тем есть и небольшие газодобывающие проекты на суше и севере Турции. Их коммерческая отдача может быть вполне привлекательной для ГНКАР, если добытый газ будет использоваться здесь же, в нефтехимическом комплексе компании. 

 

 

Кямаля МУСТАФАЕВА

 

Азербайджанские известия. – 2011.- 27 января. - С. 2.