«У нас есть уникальные артефакты — таких нет больше нигде» 

 

Фикрет Абдуллаев, директор Государственного историко-этнографического заповедника Гала

 

Государственный историко-этнографический заповедник Гала — пожалуй, одна из самых интересных достопримечательностей Абшерона. Преобразившийся за последние годы, он привлекает внимание не только зарубежных гостей, но и местных туристов. И именно об этом — интервью директора заповедника Фикрета АБДУЛЛАЕВА интернет-агентству Day.az.

— Почему именно Гала стал заповедником?

— У этого села удивительная судьба. Оно находится рядом с Баку, и, казалось бы, влияние столицы на пригородные села должно быть достаточно мощным, и, в принципе, так и происходит. Старые абшеронские села, а их 33, со временем превратились в поселки городского типа. А вот Гала, в отличие от остальных, даже находящихся рядом Шувелана, Мардакана, Тюркана и Зиря, сохранила свою средневековую инфраструктуру, дома, улочки, дворики, мечети. В Гала 5 мечетей, 3 средневековые бани, овданы (подземные водохранилища), туннели, развалины крепости, которые сейчас восстанавливаются. Здесь более 100 жилых домов, которые охраняются как архитектурное наследие, и в то же время в большей части из них живут люди.

Целью заповедника является двуединая задача. Сохранить, с одной стороны, памятники архитектуры и археологии — их 200 с лишним, и не как отдельный памятник, а все в комплексе: эти улочки, домики, колодцы, а с другой — жизнь и быт в самом селе. Скажем, есть в Гала старинная баня, куда в последнее время приезжают перед свадьбой для совершения обряда «бяй хамамы». Все это проходит очень весело. А сейчас придумали новый обряд — после бани подъезжают к музею и на площадке перед входом танцуют, снимая это на камеру. Даже был один случай. В музей приехала норвежская делегация и в этот момент подъехали свадебные машины. Наши норвежские гости, наверно, до сих пор думают, что это шоу устроил я. Они так и не смогли понять, что столько машин я не смог бы пригнать только ради одной норвежской делегации. Они все мило приняли участие в веселье и танцевали вместе с гостями жениха.

Нашей целью было и то, чтобы в заповеднике продолжали развитие и различные ремесла. Кузница, ковроткачество, гончарная мастерская — все это было включено в интерактив.

Буквально каждый день у нас заказывают тур для детей, и они сами работают в этих мастерских. Естественно, рядом с ними сидит мастер и учит их, как ткать ковры, работать в кузне и др. Конечно, научиться ткать ковер за 20 минут невозможно, но дети хотя бы получают представление о том, как это делается. Ну, или, например, видят, как крутится гончарный круг, как надо обращаться с глиной.

На территории музея есть и свое небольшое хозяйство. Тут имеются верблюды, овцы, кони, другие животные, которых содержали наши предки лет 400-500 назад. Идеей заповедника было восстановить образ жизни народа того времени, а не просто реставрировать какой-то памятник. Нам хотелось, чтобы приезжие окунались в эту атмосферу.

— Какие объекты созданы в заповеднике? Какие исторические эпохи они охватывают?

— Этот заповедник создавался и существует уже 20 с лишним лет. В 2008 году по инициативе и под руководством Фонда Гейдара Алиева был создан этнографический археологический музей под открытым небом в одной из исторических частей кварталов Балаверди. Абшерон имеет свою специфику как в археологии и архитектуре, так и в этнографии и фольклоре. И вот для того, чтобы показать все это, на площади в полтора гектара был собран археологический и этнографический материал, начиная с 3 тыс. до н.э. и до XX века.

Замок в Гала похож на другие абшеронские замки, но он отличается от них своей подземной частью, которая была обнаружена во время археологических раскопок. Она включает в себя несколько огромных залов и два туннеля. Согласно легенде, когда-то этот замок был соединен с другими замками и с морем. И ученым действительно удалось обнаружить два туннеля, которые выходили за пределы крепости. Один — в сторону Тюркана, к морю, а вторая — на запад, в сторону Баку. То есть легенды в какой-то степени оправдали себя. Там же есть колодцы, колодцы-амбары, в которых хранилась пища. В случае осады замка в его подземной части могли находиться сотни людей.

Особо хочу сказать о так называемый «гум хамамы» — уникальной бане XII века, которая построена внутри холма, под землей. Это, видимо, было сделано, чтобы сохранялось тепло. Раскопками на нашей территории занимается начальник Абшеронской экспедиции Института археологии и этнографии НАНА Идрис Алиев. Во время раскопок было также выявлено то, что под стенами и полом шли трубы, которые обогревали баню. Еще интересней, что была найдена труба, по которой шел газ. И это в XII веке! Тут же обнаружен водопровод — своеобразные трубы, вырубленные в камнях и покрытые камнями, которые сверху замазывали глиной. По ним вода стекала в котельную и потом уже горячей обходила всю баню и грела ее. Эта находка сама по себе красива как с архитектурной точки зрения, так и как образец инженерной мысли.

Еще один объект, созданный здесь при поддержке Фонда Гейдара Алиева, — музей антиквариата. Очень современный музей, в котором собрана личная коллекция известного азербайджанского коллекционера Шахида Габибуллаева. Он более 20 лет собирает медную посуду, украшения, оружие, самовары (последних — 1200). У него есть, например, и поднос с портретом Шаха Исмаила. Он подарил свою коллекцию государству, и Фонд Гейдара Алиева построил для него музей.

— Известно, что Гала сегодня место паломничества туристов. Как заповедник подготовился к приему гостей «Евровидения»?

— Мы сделали многое. Это, например, подготовка гидов со знанием иностранных языков. Сейчас у нас есть и электромобили, велосипеды, на которых мы проводим экскурсии по заповеднику и самому селу. Есть у нас и семейные велосипеды — для посетителей, которым не нужен гид, они сами ездят по территории и осматривают. Имеются у нас и аудиогиды. На сегодня загружен текст на четырех языках. Подходя к объекту, выбираешь его номер и слушаешь запись на нужном языке.

— Ведутся ли сейчас какие-то археологические раскопки?

— Для них есть определенный сезон — с весны и до поздней осени. В этом году на территории Гала тоже запланированы археологические раскопки. Скорее всего мы продолжим работу перед крепостью и вдоль соленого озера. Там есть остатки старинного села, знаменитая баня — шор хамамы. Она существовала примерно до 20-х годов прошлого века. Эта баня очень древняя, в ней использовали воду соленого озера, то есть она была лечебного характера. В 30-40-х годах в соленое озеро начали сливать воды, которые закачивались при нефтедобыче. После этого его уровень поднялся, и шор хамамы затопило. Но пять лет назад мы добились, чтобы все эти каналы перекрыли, и озеро стало возвращаться к своим естественным берегам. И вот теперь шор хамамы вновь показалась из воды, и мы внесли баню в планы раскопок.

— Расскажите о самых интересных находках последнего времени.

— Ну, в принципе, тут все интересно. Но есть такие артефакты, которые уникальны — таких больше нигде нет. Есть у нас наскальные рисунки, такие же, как в Кяльбаджаре, Нахчыване и даже в Гобустане. Правда, наши рисунки моложе гобустанских, им по 5-4 тысяч лет. Но они отличаются тем, что наряду с реалистичными (сцены охоты, быта) здесь очень много рисунков и абстрактного характера, которые отражают мировоззрение, мироощущение древнего человека. А самое интересное, некоторые из наших наскальных изображений, пришли к выводу археологи, связаны с шумерской цивилизацией. Здесь есть рисунки эпохи бронзы, на которых иллюстрируются шумерские легенды, в частности легенда о богине Инанне. Это 5 камней, на которых выбиты основные рисунки. Наконец, уникально вообще само существование Гала. Здесь сегодня живут около 5 тысяч человек. На территории заповедника — около 1500 человек. Это современные люди, которым нужны современные технологии.

— Планируется ли расширение заповедника? И вообще каковы планы по развитию этого уникального музея.

— Есть много проектов, цель которых не только расширение музейной части заповедника, но и восстановление основной инфраструктуры. Есть идея — собрать город мастеров, чтобы тут постоянно работали гончары, ковроткачихи, ювелиры. Есть проект по возрождению сельского хозяйства, традиционного для Абшерона. Это выращивание шафрана, коневодство, верблюдоводство, разведение пшеницы и винограда. В планах и очистка озера, создание вокруг него зоны отдыха и развлекательной зоны.

— Что бы вы посоветовали посетителям посмотреть в заповеднике «Гала» в первую очередь?

— Я бы посоветовал все посмотреть. Но начинать следует с музея под открытым небом, там есть все, и поэтому он очень интересен. Но лично мой любимый экспонат — это наскальные рисунки. Так как их можно потрогать руками, и при этом словно возникает некий контакт между тысячелетиями. Реальный контакт, когда чувствуешь, что кто-то выбивал это зубилом много лет назад, а ты к нему можешь прикоснуться сегодня.

 

Азербайджанские известия. – 2012.  -23 мая. – С. 1,3.