«Поправки в
закон «О политических партиях» своевременны и необходимы»
Фикрет САДЫХОВ, политолог, профессор Западного университета:
Давно муссировавшаяся в обществе проблема необходимости внесения изменений в закон «О политических партиях», похоже, получает свое решение. В минувший вторник на заседании комитета по правовой политике и государственному строительству Милли меджлиса с участием представителей политических партий и Бакинского офиса ОБСЕ состоялось широкое обсуждение поправок в этот закон. О сути этих изменений и причинах, их вызвавших, с политологом, профессором Западного университета Фикретом САДЫХОВЫМ беседовала корреспондент «Азербайджанских известий» Элеонора АБАСКУЛИЕВА.
— Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость внесения поправок в закон «О политических партиях»?
— Закон, о котором идет речь, как известно, был принят в 1992 году. Прошло двадцать лет. За это время произошли значительные перемены в общественной и политической жизни нашей страны, которые, безусловно, требуют соответствующего правового отражения. Два десятилетия — достаточный срок для того, чтобы это сделать, внести необходимые коррективы. Однако справедливости ради отметим, что в закон «О политических партиях» с момента его принятия уже вносились изменения и дополнения.
— Только ли с определенным моральным износом этого закона, если так можно выразиться, связано желание внести в него поправки?
— Безусловно, есть и другие причины. После принятия закона в стране многое изменилось, и особенно в структуре самой политической жизни: сменился режим, к власти пришел общенациональный лидер Гeйдaр Aлиeв, были обозначены новые политические приоритеты как во внутриполитической жизни, так и во внутрипартийной деятельности, прошли парламентские выборы, в которых приняли участие политические партии. Практика показала, что требуется некоторая модернизация, поскольку изменилось место партий в политической жизни страны и, соответственно, появились новые подходы к их деятельности. И то, что эта модернизация осуществляется, — фактор, безусловно, позитивный, особенно, если сравнить предложенный пакет поправок с действующим ныне законом «О политических партиях». Предлагаемые поправки учитывают европейские стандарты в этой сфере, накопленный западными демократиями опыт. И это вполне естественно. Но хочется обратить внимание на некоторые отличия, особенно в вопросе государственного финансирования политических партий. Последнее в основном применяется в парламентских республиках, и смысл его заключается в том, что там победившие партии формируют правительство. Азербайджан, как известно, президентская республика. Тем не менее, несмотря на это, законодатели пошли на финансирование деятельности политических партий из госбюджета.
— На основании каких критериев это будет осуществляться?
— Ежегодно 10% от общего объема средств, выделяемых государством в качестве финансовой помощи, будут предназначены партиям, набравшим не менее 3% голосов избирателей, но не представленных в Милли меджлисе. 40% бюджетных средств будут равномерно делиться между партиями, представленными в парламенте страны. А остальные 50% средств будут распределяться среди представленных в парламенте политических партий в соответствии с количеством имеющихся депутатских мандатов. Весьма положительным, на мой взгляд, является то, что финансирование, согласно поправкам, коснется и партий, не представленных в Милли меджлисе как не прошедших 3-процентный барьер. Такой подход означает расширение демократических тенденций, последовательное проведение политических реформ в стране, что нельзя не приветствовать.
Следует отметить и то, что хотя в последние годы и шел разговор о госфинансировании партий, возможным это стало только сегодня, когда перед Азербайджаном стоит амбициозная задача, озвученная президентом Ильxaмом Aлиeвым, — войти в число развитых государств мира. Экономика и политика, как известно, тесно связаны, и появившиеся финансовые возможности позволяют нам обеспечить и политическое многообразие.
— Почему так важно финансировать политические партии из государственного бюджета?
— Это одно из средств обеспечить их независимость, свободу от зарубежных спонсоров, от тех или иных олигархических групп или транснациональных корпораций. Кстати, это нашло отражение и в поправках, согласно которым запрещаются финансирование и принятие политическими партиями пожертвований от иностранных государств и иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства, лиц, не достигших совершеннолетия, физических лиц, не указывающих свои личные данные, воинских частей, общественных объединений и фондов, религиозных организаций, юридических лиц. И это достаточно логично в свете предыдущих решений. Хочу обратить внимание еще на один момент: распределение финансовых средств вопрос деликатный. И всегда при этом бывают недовольные. Не исключено, что при обсуждении законопроекта на пленарном заседании Милли меджлиса возникнут дискуссии по тем или иным аспектам.
— Правящая партия «Ени Азербайджан» устами своего исполнительного секретаря Али Ахмедова уже выразила свое недовольство предлагаемым распределением бюджетных средств и назвала его несправедливым с точки зрения партии «Ени Азербайджан».
— Тем не менее другой функционер этой же партии Мубариз Гурбанлы, комментируя обсуждение поправок в закон «О политических партиях» в профильном комитете Милли меджлиса, отметил, что предлагаемая схема должна быть несколько изменена в пользу правящей партии. Но сделал оговорку, что «Ени Азербайджан» решила пойти на компромисс и готова обсудить этот вопрос. Тот же Али Ахмедов обратил внимание на очень важную возможность, которая появится у политических организаций в связи с государственным финансированием. Он заявил, что поддержка деятельности политических партий со стороны государства внесет качественные изменения в их работу, позволит партиям действовать более успешно и плодотворно. Что это означает на практике? Назову только один вариант, хотя есть и другие. Появившиеся финансовые возможности позволят политическим партиям расширить ареал своего присутствия, выйти за пределы столицы, активизироваться в регионах. Согласитесь, это достаточно важный элемент для их развития.
— Считаете ли вы правомерным увеличение квоты на подписи для создания партии? Согласно поправкам, она будет равняться пяти тысячам человек.
— Мне понятна позиция законодателей и экспертов, предложивших такой высокий ценз, хотя соседняя Россия пошла на прямо противоположный шаг, серьезно уменьшив квоту. Мне думается, наша поправка в этой части закона связана с европейским опытом, который показывает эффективность наличия нескольких сильных партий. Они, как правило, выражают альтернативные точки зрения, а не дублируют друг друга. Такие партийные организации различаются по своим идейным взглядам, а не формируются на основе личностных взаимоотношений. К тому же наличие так называемых карликовых партий не обеспечивает эффективность развития политической системы в целом. И именно из этого, видимо, исходили авторы поправок в закон, хотя, я думаю, этот пункт вызовет споры.
— Скажутся ли предлагаемые поправки в закон на организации нового политического пространства?
— Это очень прямолинейный подход. Политическую атмосферу в обществе одномоментно изменить нельзя. Как и демократизация, она требует длительного времени на развитие образования, культуры, повышение интеллектуального уровня членов социума и еще многого другого. Но то, что поправки в закон «О политических партиях» своевременны и необходимы, бесспорно
Азербайджанские
известия. -2012. – 13 апреля. – С. 1-2.