Ценности на все времена 

 

К пятой годовщине со дня кончины Мстислава Ростроповича

 

Имя Мстислава Ростроповича символизирует тот редкий тип артиста, который, при всем данном ему от природы таланте к искусству, никогда не ограничивал свою деятельность служением только ему, а проявлял те качества, которые иначе, чем гражданственность, патриотизм, просветительство, не назовешь.

Его искусство демонстрировало тот уровень взаимоотношений с музыкой, когда исполнение становится внешней оболочкой самой ее сути, а суть эта определяется эмоциональными ощущениями артиста. Есть такое выражение у профессионалов — находиться внутри музыки. Подобное дано очень немногим. Дано как некое предначертание свыше, которым человек волен распорядиться по-своему. Нередко подобные носители божественного дара становятся жертвой своего искусства, принося на его алтарь все то, что определяет их характер, поступки, качества души. И мы становимся свидетелями многих причуд и странностей. В случае Ростроповича заключенная в нем музыкальная вселенная каким-то чудодейственным образом органично пересекалась с конкретной реальностью; обе всю жизнь были в центре его интересов, обе были неотъемлемой частью его облика. Такой уж это был человек — распахнутый людям, жизни, искусству.

Его лучезарный облик, казалось, свидетельствовал о какой-то удивительной легкости в постижении самых труднопостигаемых вещей, будь-то чисто исполнительские приемы или те жизненные моменты, которые требовали волевых усилий. Между тем и в том, и в другом случаях за видимой органичностью и легкостью скрывались те мучительные поиски и раздумья, которые определяют суть самого понятия «позиция», не важно, какая — музыкантская или гражданская. Свидетельство первой — его гениальное исполнение музыки Баха, где разговор с Богом воплощен во множестве «Как?» и «Почему?». Ну а вторая проявилась во множестве общественно значимых деяний, достаточно напомнить только два из них: историю с Солженицыным и защиту Белого дома.

В этих двух ипостасях — музыканта и гражданина — он останется жить и в городе, где ему довелось родиться. Его концерт в Баку в конце 90-х стал не просто разовой акцией, очередной помпой вокруг посещения звездой родного города. Нет, со свойственным ему широким взглядом крупного музыкального деятеля он предпринял тогда ряд шагов, которые могли бы послужить наглядным примером пути выхода из того кризиса, который переживает сегодня наше классическое исполнительство. Речь идет о той традиции просветительства в его глубинном понимании, связанной в нашей стране с именами Узеир бека, Кара Караева и многих других, которая определяла развитие азербайджанской музыки на протяжении почти всего ХХ века и которую в ХХI веке стал возрождать именно Ростропович. Сам масштаб его личности, а именно умение мыслить обобщенными категориями, повлек за собою масштабные проекты поддержки азербайджанской академической музыки.

Каждый приезд его в Баку становился поводом для серьезных размышлений о ее судьбах. Взять хотя бы серию мастер-классов, которые являли собою уроки не только для узких специалистов, но и для всех причастных к музыкальному образованию, потому как демонстрировали искусство преподавания музыки в его творческом, а значит, сущностном проявлении. Вторая конкретная акция касалась улучшения качества Государственного симфонического оркестра: каждый приезд маэстро становился встряской, стимулом к совершенствованию ремесла, столь же вдохновляющим, как приобретенные при его содействии новые инструменты.

И, наконец, третья грандиозная акция — это проведение в 2006 году Международного фестиваля, посвященного памяти Шостаковича. И здесь маэстро дал поучительный пример того, как нужно подходить к мероприятиям такого рода: он привлек к нему музыкантов поистине высочайшего класса — таких, как Российский государственный оркестр или знаменитый Квартет имени Бородина. Таким образом, просветительская миссия фестиваля состояла не только в знакомстве широкой публики со множеством произведений Шостаковича в живом исполнении, но и в демонстрации современных ориентиров в музыкальном исполнительстве, продиктованной его огромным желанием сделать что-то полезное и перспективное для нашей страны. И сейчас ежегодный декабрьский фестиваль, носящий имя великого маэстро, неизменно напоминает о том, что в музыке, как и в жизни, все зависит от выбора ценностей, они, эти ценности, всегда были и остаются одними и теми же во все времена. 

 

 

Лейла АБДУЛЛАЕВА

 

Азербайджанские известия.  -2012.  -25 апреля. – С. 3.