«TANAP устраняет все препоны на пути реализации «Южного коридора» 

 

Вюсал ГАСЫМЛЫ, старший научный сотрудник ЦСИ при президенте Азербайджана:

 

В июне этого года Азербайджан и Турция подписали межправительственное соглашение о реализации проекта Трансанатолийского газопровода(TANAP), который осуществит поставки газа с азербайджанского морского месторождения «Шахдениз» в Европу через территорию Турции. О значении этого проекта в интервью АМИ «Новости-Азербайджан» рассказал старший сотрудник Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана, экономист Вюсал ГАСЫМЛЫ.

— Как вы считаете, в каком объеме возможно финансирование проекта TANAP Госнефтекомпанией Азербайджана?

— ГНКАР может финансировать 80% стоимости 7-миллиардного проекта, то есть порядка $5,6 млрд. Для этого у компании есть собственные ресурсы и соответствующие кредитные рейтинги, полученные от двух агентств — Fitch Ratings и Moody`s. В этом деле европейские финансовые институты могут сказать свое слово, так как Европейская комиссия считает «Южный коридор» своим приоритетом. Соглашение о реализации проекта Трансанатолийского газопровода делает реальным характер энергетического диалога между экспортерами, покупателями и транзитными странами, а также кредиторами. Во-первых, активы Государственной нефтяной компании Азербайджана составляют $17 млрд. Во-вторых, ГНКАР имеет опыт размещения именных ценных бумаг на Лондонской фондовой бирже и привлечения внешних кредитов. Более того, она может разместить евробонды на рынках США и Европы, а также на азиатском рынке.

Я полагаю, что для Государственной нефтяной компании Азербайджана не будет трудно найти требуемую сумму для финансирования TANAP. А привлечение серьезных игроков в консорциум может ускорить процесс реализации проекта. С этой целью ГНКАР должна совершать маневр между нынешней долей и частью акций, позволяющий контролировать консорциум. Речь идет о 30-процентной доле в консорциуме, которая пользуется спросом.

— Какие компании могут быть претендентами?

— Те компании, которые имеют доли в месторождении «Шахдениз». В первую очередь BP и Statoil с долевыми участиями 25,5% каждая. Участие BP в консорциуме кажется более реальным. В дальнейшем и Total может подумать о подключении в консорциум, так как будет нуждаться в поставке своей доли природного газа с месторождения «Шахдениз». Было бы интересно проанализировать возможность участия российской компании «ЛУКойл», так как она имеет 10-процентную долю в лице дочерней компании LukAgip N.V. в консорциуме «Шахдениз». В любом случае TANAP — реальный проект, его ничем не остановить. Фраза Бисмарка «политика — это искусство возможного» является лейтмотивом энергетического диалога в регионе. И России было бы лучше пересмотреть свою роль в «Южном коридоре» посредством нахождения новых альтернативных подходов. Другой представитель консорциума «Шахдениз» — ТРАО уже обеспечил свою долю в консорциуме TANAP. А компания Botas как участник консорциума в основном будет заниматься распределением природного газа по внутренним трубопроводам Турции.

— Достаточны ли запасы Азербайджана для участия в «Южном коридоре»?

— Поставки природного газа с месторождения «Шахдениз» в Европу через TANAP будут осуществляться в четыре этапа, предусмотренные проектом. Первая транспортировка газа пройдет в 2018 году и будет иметь годовую мощность 16 млрд кубометров в 2020 году. В 2023-м объем транспортируемого газа достигнет 23 млрд кубометров, в 2026-м — 31 млрд кубических метров в год.

Первоначально около 6 млрд кубических метров будут поставляться в Турцию, остальные — в Европу. Увеличение поставки газа по Трансанатолийскому газопроводу создаст возможность увеличения продажи газа как на внутренних рынках Турции, так и на европейских. Таким образом, Азербайджан может удвоить поставки газа на европейский рынок. Для этого у нас имеются достаточные резервы природного газа. Кроме «Шахдениз» существуют возможности попутного газа с блока месторождений «АзериЧирагГюнешли»(АЧГ), глубокозалегающего газа с АЧГ и резервы на ряде структур. В целом, по оценкам Госнефтекомпании Азербайджана, извлекаемые запасы с месторождений «Умид», «ЗафарМашал», «Абшерон», «Нахчыван» составят порядка 1,4 трлн кубических метров газа.

— Ранее представитель консорциума — британская BP выдвинула предположения по поводу возможного подключения TANAP к проекту Nabucco. Что вы думаете по этому поводу?

— Проект Nabuссo-West, проходящий от турецко-болгарской границы до города Баумгартен (Австрия), был выбран в качестве единственного газопровода для потенциального экспорта газа с проекта «Шахдениз II» в Центральную Европу. В консорциуме полагают, что Трансанатолийский газопровод может быть подключен к проекту Nabuссo-West, годовой объем поставок по которому составит 20 млрд. кубических метров.

В принципе это вполне соответствует критериям масштабируемости (scalability), которые были предусмотрены консорциумом «Шахдениз». Если учесть, что годовая мощность трубопровода TANAP будет расти до уровня 31 млрд кубических метров в год, то запланированная доставка проекта Nabucco-West ответит растущей потребности. Дело в том, что после ответвления трубопровода TANAP и потребления на внутреннем рынке Турции максимум 20 млрд кубических метров газа с «Шахдениз» может долиться в Nabucco-West.

На основе тех же критериев, которые применили в отношении Nabucco-West, в феврале этого же года консорциум «Шахдениз» выбрал Трансадриатический трубопровод (TAP) как потенциальный маршрут для экспорта шахденизского газа в Италию. Это — кратчайший путь транзита газа из всех европейских трубопроводных проектов, который имеет поддержку ЕС в рамках «Южного коридора».

Страны Юго-Восточной Европы сильно зависят от импорта газа из России. Например, Босния и бывшая югославская Республика Македония полагаются на Россию на 100% от всего внутреннего спроса, Сербия — 88%, Хорватия — 39%. Другие страны, такие, как Албания, Черногория и Косово, до сих пор не подключены к газовой сети и полностью зависят от нефти и угля в качестве основного источника энергии. Между тем TAP позволяет значительно снизить зависимость Юго-Восточной Европы от единственного поставщика путем привлечения нашего газа. Консорциум «Шахдениз» продолжит работу с владельцами двух выбранных вариантов трубопровода — TAP и Nabucco-West. Он сделает окончательный выбор между этими проектами и завершит договоры о купле-продаже газа перед окончательным инвестиционным решением, запланированным на середину 2013 года.