Прямые переговоры между Азербайджаном
и Арменией в интересах обеих сторон
Мубариз Ахмедоглу , директор Центра политических инноваций и технологий:
В начале августа в Москве состоялись межмидовские консультации государств — участников СНГ по повестке предстоящей 67-й сессии Генассамблеи ООН, в которую включены вопросы, имеющие прямое отношение к нашей стране: «Неурегулированные конфликты на пространстве ГУАМ и их влияние на международный мир, безопасность и развитие», а также «О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана». На вопросы корреспондента «Азербайджанских известий» Элеоноры АБАСКУЛИЕВОЙ о том, какими видятся дальнейшие шаги по урегулированию карабахского конфликта, что мешает и что способствует его разрешению, ответил директор Центра политических инноваций и технологий Мубариз АХМЕДОГЛУ.
— Уже не только общественность, но и руководство страны не скрывает своего разочарования по поводу неэффективной деятельности Минской группы ОБСЕ. Что, на ваш взгляд, следует предпринять в сложившейся ситуации?
— Переговоры между Азербайджаном и Арменией без посредников могут сыграть решающую роль в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Своим влиянием на Армению сопредседатели Минской группы ОБСЕ и другие ведущие мировые игроки затягивают урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Я уверен, что прямые переговоры между Азербайджаном и Арменией в интересах обеих сторон, и в первую очередь самой Армении. Два года назад после казанской встречи президентов Азербайджана и Армении я уже говорил, что начался крах посреднической миссии Минской группы ОБСЕ. Вспомним саму встречу в июне 2010 года. Как известно, в Казани должен был быть подписан документ о базовых принципах урегулирования нагорно-карабахского конфликта, содержащий три принципа и шесть пунктов процесса урегулирования. Однако в последний момент из-за того, что организаторы встречи внесли изменения в текст согласованного документа, он не был подписан. Кто выступал в роли организатора, всем хорошо известно, но скажу о том, в чем заключались коррективы. Обязательная очередность трех принципов и шести пунктов, отраженная в документе, такова: принципы неприменения военной силы при решении карабахской проблемы, соблюдение территориальной целостности государств и права народов на самоопределение. Шесть пунктов в такой же неизменной очередности следующие: освобождение семи оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха, присуждение ему промежуточного статуса, определение Лачинского коридора между Карабахом и Арменией, вопрос референдума или плебисцита в НК с обязательством признания его итогов, возвращение всех беженцев и вынужденных переселенцев, и, наконец, размещение международных миротворческих сил в Карабахе. Однако армянская сторона при явном попустительстве сопредседателей постоянно и намеренно меняет известное расположение принципов, выставляя на первый план право народов на самоопределение, а также пункт о референдуме в НК, хотя этот пункт в перечне Аквильского документа находится на четвертом месте. Так же поступили армяне и в Казани, что и привело к срыву переговоров.
Насколько все несерьезно в Минской группе, можно судить еще по одному факту. До сих пор в состав МГ ОБСЕ входят страны, которые перестали существовать. Это Чехословакия, но кто сегодня ее заменяет в МГ, — тайна. Думаю, что необходимо задуматься об изменении не только состава МГ, но и ее устава.
На мой взгляд, прежде чем приезжать в Баку, сопредседатели должны уведомить МИД Азербайджана о том, зачем они хотят приехать. Если они намерены встречаться, не имея конкретного плана освобождения всех захваченных азербайджанских земель, то такие переговоры нам не нужны. Эта структура за 20 лет ничего не добилась по одной простой причине: МГ ОБСЕ придерживается двойных стандартов в отношении урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Это естественным образом привело к краху ее посреднической деятельности.
— Значит вы за прямые переговоры без посредников?
— Армения погрязла в долгах, население уезжает, никто не дает ей кредиты. В такой ситуации все переговоры между Азербайджаном и Арменией целесообразно проводить в Нагорном Карабахе. В них могут участвовать не только официальные лица, но и деловые люди, представители всех категорий бизнеса. Они могут обсудить будущее региона, подготовить совместные инвестиционные проекты и, в первую очередь, реализовать их в Нагорном Карабахе. Три года назад, через несколько месяцев своего президентства, президент Армении Серж Саргсян в одном из интервью заявил о такой возможности, но те же посредники отговорили его.
В этих переговорах должны активно участвовать армянская и азербайджанская общины Нагорного Карабаха, а Армения должна вывести оккупационные войска с территории нашей страны. Это, безусловно, в интересах обеих сторон, и в первую очередь самой Армении.
— Однако принято считать, что нынешний статус-кво выгоден нашим противникам.
— Превращение Нагорного Карабаха в диалоговое пространство, в первую очередь, выгодно самим армянам. Оккупировав Нагорный Карабах, Армения создала для себя много бед и проблем. Она ежегодно должна тратить $400 млн для обслуживания внешнего долга. Повышение Россией цены на газ со следующего года означает дополнительные расходы в объеме еще $200 млн. Даже если не учитывать остальные бюджетные расходы Армении, дополнительные расходы в $600 млн взорвут ее двухмиллиардный бюджет. Сейчас Армения вымаливает $800-миллионный кредит у России, который ей нужен позарез. Она просила у ЕС кредит в размере 1,5 млрд евро, оставшуюся часть которого за вычетом $800 млн собирается потратить на возвращение хозяйствующих объектов, проданных России. Экономике Армении необходимы инвестиции. Но вряд ли кто-то будет инвестировать в страну, которая находится в условиях вооруженного конфликта с Азербайджаном, это очень рискованно. Чтобы туда начался приток инвестиций, она должна нормализовать свои отношения с нашей страной, предпринять реальные шаги по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
— Вы уверены, что армянская община Нагорного Карабаха готова пойти на сотрудничество?
— Проведенные 19 июля сепаратистами т.н. президентские выборы показали политические настроения местного армянского населения. Впервые за действующего «президента на «выборах» проголосовало менее 50% электората. За объявленного победителем Бако Саакяна в основном проголосовали более 22 тысяч, некоторые называют и цифру в 30 тысяч военных, находящихся в Нагорном Карабахе. Из них лишь две тысячи являются местными армянами, остальные присланы сюда из Армении для прохождения военной службы. Если исключить из количества голосов, отданных за Саакяна, эти 20 тысяч (а может, и 28 тысяч), то оставшиеся голоса будут равны тем, что были отданы за оппозиционного кандидата военного Баласаняна, а возможно, и меньше. По сравнению с предыдущими «президентскими выборами», Саакян потерял 11 тысяч голосов. По мнению кандидата от оппозиции, внутреннее положение в Нагорном Карабахе настолько напряженное, что население может перейти на сторону Азербайджана, как в 1923 году. Рейтинг нынешних «руководителей» Нагорного Карабаха составляет 27%, что тоже говорит о многом.
Не лучше положение и у самой Армении. Надо учесть и то, что поскольку Армения непосредственно или косвенно направляет взятые у международных финансовых структур и зарубежных стран денежные средства на военные расходы, социально-экономическое состояние страны ухудшается, растут государственные долги и население покидает страну. Молодежь, достигшая 18 лет, вынуждена, оставив наполовину учебу, идти на военную службу. Отсюда постоянный страх граждан этой страны перед повышающим свою обороноспособность развивающимся Азербайджаном, мольбы о помощи к христианским странам и обращения в международные организации.
— Вы говорите о жалобе Армении генсеку ООН относительно т.н. милитаризации нашей страны и антиармянской риторики?
— Именно о ней. Руководство страны, около 20 лет не выполняющей четыре резолюции СБ ООН, требующие вывода войск с оккупированных азербайджанских территорий, смеет заявлять о том, что Азербайджан вооружается. По сравнению с Азербайджаном Армения в процентном отношении выделяет больше средств для вооружения, просто это делается за счет снижения уровня жизни населения, потому они и кричат на весь свет про нас. С таким же успехом она может пожаловаться на то, что все большие государства имеют многомиллиардный военный бюджет. Но у этого обращения в ООН есть и положительная составляющая. Учитывая проведение Арменией этнических чисток на территории Нагорного Карабаха в отношении азербайджанцев, в результате чего сотни тысяч людей стали вынужденными переселенцами, а также последнее обращение армян в ООН, можно потребовать на 67-й сессии Генассамблеи ООН создания комиссии ООН для расследования поднятых вопросов.
Элеонора Абаскулиева
Азербайджанские
известия.- 2012.- 14 августа.- С.-1