Лебединое озеро для Джамили
Керимовой
Молодая балерина прославилась исполнением одной из самых сложных партий мирового репертуара
В тот вечер, когда сложнейшую в мировом репертуаре главную партию Одетты и Одиллии в балете «Лебединое озеро» в Азербайджанском государственном театре оперы и балета исполняла Джамиля Керимова, в зрительном зале царила далеко не будничная атмосфера.
Завсегдатаи знали, что на сей раз, пожалуй, впервые в мировой практике, вести эту партию доверили выпускнице балетной школы, которой всего двадцать лет, а это событие из разряда неординарных. И не только потому, что дебютантке предстоит с видимой легкостью исполнять виртуозные пируэты и прыжки, логически завершающиеся выпеваемыми пластикой тела скульптурными позами и многозначительными паузами. Тут необходимы творческий опыт и способность трансформировать в характеры великую музыку и определенный балетмейстером-постановщиком рисунок танцевальных сцен, а это…
Но все идет как нельзя лучше, и когда видишь, как покоряется юной Джамиле партия, давно ставшая труднодосягаемой вершиной для балерин высокого класса во всем мире, конечно же, вспоминаешь о том, что, заканчивая Бакинское хореографическое училище, она верила в свое достойное, но такое «трудоемкое» балетное будущее. Что на пути к нему успела получить уроки педагогов такой прославленной школы, как Московская академия хореографии при Большом театре России, где целый учебный год проходила стажировку вместе с жившими в специальном интернате девочками и мальчиками из Японии, Финляндии, Мексики, Италии, Кореи.
Партию Одетты-Одиллии она начала готовить в Москве. Ведь безупречная техника и на редкость искреннее эмоциональное прочтение трудной роли не приходят сами по себе… Поначалу ей казалось, что она делает это в дополнение к основной нагрузке — занятия по классике, упражнения, позволяющие добиваться ширины шага, высоты прыжка, скорости и четкости вращения. Словом, каждодневная задача отрабатывать часто не замечаемые зрителями, но важные для профессионалов элементы и нюансы казалась единственно важной. А оказалось, что за профессиональными наставлениями учителей так много из их личного богатого практического опыта, чем, собственно, и славятся престижные, признанные школы!
Если, скажем, на уроке нужно четко исполнять движения классического танца, то на сцене все «это» надо… танцевать. А это, как говорится, две большие разницы.
Ради заботы о ближайшем будущем выпускников-стажеров, с мыслью о том, как они сумеют в жизни освоить «сценический репертуар», в программу академии включаются номера для показа на сцене школьного театра. Джамиле Керимовой для такого случая поручили готовить вариацию Одиллии из третьего акта «Лебединого озера». И сегодня она показывает всю огромную партию главной героини «Лебединого озера». Сказались занятия в классе такого многоопытного педагога по дуэтному танцу, как Георгий Гусев, а также весьма благосклонное отношение к молодым в бакинском театре оперы и балета, куда она возвратилась после стажировки к началу только что закончившегося сезона.
И, конечно, талант многоопытного партнера Гюльагаси Мирзоева. А еще в первую очередь — репетиции с главным балетмейстером, народной артисткой Азербайджана Тамиллой Ширалиевой. В свое время Тамилла ханым получила прекрасную классическую закалку и впитала в себя безграничную любовь к балету в классе народной артистки СССР, первой азербайджанской балерины Гамэр ханым Алмасзаде, да и в московской школе прошла стажировку у много лет возглавлявшей ее Софьи Головкиной. Ведущая балерина Азербайджанского театра оперы и балета, главный балетмейстер театра и репетитор труппы, многоопытный педагог и художественный руководитель БХУ Тамилла Ширалиева — человек-труженик, обладающий обширным кругозором, профессионал высочайшего уровня.
В послужном списке Джамили рядом с Одеттой-Одиллией встал неоднозначный, непростой по художественному прочтению образ девушки из захолустной французской деревеньки, прелестной Виветты, которую предал возлюбленный Фредери, из одноактного спектакля под названием «Арлезианка» на музыку Жоржа Бизе (романтическая поэма о любви, хореографическим языком интерпретирующая истинную драму героев новеллы Проспера Мериме). А в одноактном балете на музыку великого Шостаковича «Барышня и хулиган» балерина Керимова предстает в полном драматизма образе хрупкой учительницы — способной на сильное чувство девушки, разглядевшей за бравадой непрезентабельного на вид юноши его нежную романтическую душу и способность на большую любовь.Уже сложилась традиция, по которой буквально с первых же после открытия занавеса шагов по сцене героини Джамили выделяются внутренней уверенностью, которой она наделяет их, вызывая у зрителей ощущение праздника и судьбоносности, сопровождающих спектакли с ее участием. При этом главным, как и положено в балетном спектакле, остается одухотворенное выполнение сложных движений, красивые линии, выразительные позы и даже паузы. А еще — эмоции, передающие не имеющее отношения к стажу и опыту внутреннее ощущение сильного характера.
Гюльнара АЛЕКПЕРОВА
Азербайджанские
известия.- 2012.- 15 августа.- С.- 3