Правда — наше оружие

Орхан АКПЕРОВ, председатель Координационного комитета азербайджанской общины Нагорного Карабаха

 

Урегулирование карабахского конфликта на основе международно-правовых принципов и справедливости — заветная мечта всех членов азербайджанской общины Нагорного Карабаха, изгнанных с родной земли только потому, что они — азербайджанцы. О том, какие усилия предпринимаются ими для достижения этой цели, в интервью корреспонденту «Азербайджанских известий» Элеоноре АБАСКУЛИЕВОЙ рассказал председатель Координационного комитета азербайджанской общины Нагорного Карабаха Орхан АКПЕРОВ.

— Вы не проработали еще традиционных ста дней, после которых журналисты обычно спрашивают о первых итогах, поэтому спрошу о стратегии. В чем вы видите задачи, стоящие перед азербайджанской общиной Нагорного Карабаха сегодня?

— В течение нескольких лет, будучи председателем Международного форума азербайджанских студентов и выпускников зарубежных вузов (ASAIF) и посещая разные страны, я удивлялся тому, насколько слабое представление о карабахском конфликте имеют граждане других государств. Безусловно, многие знают, что между Азербайджаном и Арменией есть некое противостояние из-за Карабаха, но о том, что Карабах — исконно азербайджанская территория, что до 1823 года армянское население там составляло всего-навсего 5%, большинству практически неизвестно. Причем понятно, наверное, что речь идет даже не об обывателях, а о достаточно подготовленных собеседниках, позитивно относящихся к нашей стране. И хотя многое делается в этой области нашими дипломатическими представительствами за рубежом, диаспорскими организациями, молодежью, обучающейся в зарубежных вузах, все же, видимо, этого недостаточно. К сожалению, об азербайджанской общине Нагорного Карабаха международное сообщество знает и того меньше. Поэтому сегодня наша фундаментальная задача — донести до мира информацию о существовании этой общественной организации, объединяющей людей, насильственно изгнанных с родной земли по этническому признаку. Более того, мы обязаны стать активными участниками всех международных мероприятий, проводимых в связи с урегулированием карабахского конфликта, рассказывать о том, как после заключения Туркменчайского мира и разделения Азербайджана на две части усилиями царской России демографическая ситуация в Нагорном Карабахе была искусственно изменена. Представляя людей, наиболее пострадавших от армянской оккупации и этнических чисток, мы должны, не побоюсь этого слова, заставить международные организации, и Минскую группу ОБСЕ в том числе, более эффективно действовать. Среди тройки сопредседателей сегодня наиболее активна Россия, но, к сожалению, мы не видим никаких инициатив со стороны той же Франции в качестве посредника. Азербайджанская община Нагорного Карабаха вправе требовать выполнения четырех резолюций Совета Безопасности ООН. Принятые решения не должны оставаться на бумаге.

— А в каких конкретных формах эти цели будут реализовываться?

— Недавно я побывал в Турции, где выступал в прямом эфире и в новостных программах четырех высокорейтинговых телевизионных каналов — Skyturk, SamanyoluTV, Olke TV и BugunTV, рассказывая об истории конфликта и его сегодняшнем состоянии.

— Вряд ли в Турции всего этого не знают.

— К сожалению, глубоко заблуждаются те, кто так думает. Еще в феврале, проводя в Стамбуле акцию в связи с 20-летием Ходжалинской трагедии, где я участвовал примерно в двух сотнях встреч, я поразился, тому, как мало знают о ней наши ближайшие соседи. Я не буду называть имени депутата Великого Национального собрания Турции, горячо любящего нашу страну, который не знал, что в Нагорном Карабахе не осталось ни одного азербайджанца. После 20-30-минутных выступлений на турецком телевидении ведущие передач еще по сорок минут держали меня, расспрашивая о карабахских событиях. Исходя из этих фактов, правление нашей общественной организации приняло решение проводить масштабную интернет-рассылку в парламенты различных стран, в международные структуры, в общественные объединения. Мы будем рассказывать о своей общине, о карабахском конфликте. Это нужно для того, чтобы голос азербайджанцев Карабаха был услышан мировым сообществом, чтобы мы, а не только армянская община, полноправно участвовали в различного рода обсуждениях, форумах, «круглых столах». Я глубоко уверен, что лед тронется только тогда, когда обычные люди, когда-то жившие вместе и довольные этим, наладят между собой диалог.

— Но ведь уже состоялось несколько встреч представителей армянской и азербайджанской интеллигенции. К тому же на Сочинской встрече трех президентов было решено продолжить гуманитарный диалог. Но все как будто застопорилось.

— Никакого секрета здесь нет. Как известно, существовала договоренность о встрече представителей обеих общин Карабаха в Германии, но она не произошла, потому что армяне отказались. И причина этого — в армянском руководстве, которое не только не заинтересовано, но и предпринимает конкретные шаги, чтобы не допустить межобщинного диалога. Первый противник таких контактов президент Серж Саргсян. Он отлично понимает, чем это грозит: армяне, встретившись с азербайджанцами, поймут, что могут жить вместе. Военно-полицейский режим, созданный руководством Армении на оккупированных территориях, не привлекателен для армянских граждан. Да к тому же все вместе, как и падение уровня жизни в самой Армении, из которой ежегодно уезжают десятки тысяч людей, рано или поздно заставит их сделать правильный выбор. Поэтому президент Армении против такого диалога и таких контактов. Но даже в этих условиях мы продолжаем работу по организации гуманитарного диалога с гражданским обществом, армянской общиной Нагорного Карабаха.

— И каким же образом?

— Это могут быть контакты с помощью армян, живущих в Турции. Там только легально проживают около полумиллиона армян, а нелегалов примерно в три раза больше, как говорят сами турки. Несмотря на противостояние из-за вопроса так называемого геноцида армян, турецкие армяне прекрасно интегрированы в местное общество, их дети ходят в армянские школы, храмы, проводят различные митинги когда хотят, не испытывают никаких притеснений. Они, во всяком случае некоторые из них, заинтересованы в урегулировании карабахской проблемы и готовы этому посодействовать. Есть и другие планы, скажем, в начале сентября к нам приедут представители 15 телеканалов Турции, с помощью которых мы собираемся осваивать информационное пространство этой страны, 26-27 октября в Вене пройдет карабахский молодежный форум. До конца нынешнего года мы намерены открыть представительства нашей общины в десяти странах, особенно там, где расположены авторитетные международные организации, — в Страсбурге, Брюсселе, Лондоне и т.д. Это поможет вести работу более эффективно.

— На кого вы намерены опираться при подготовке межобщинного диалога?

— Безусловно, на старшее поколение, которое жило вместе и способно поделиться этим опытом со своими детьми и внуками. Это нелегкая работа, потому что старики устали не только физически, но и морально. Они многое пережили, и порой даже наши старшие не хотят рассказывать о том, что было. Хочется забыть те переживания. Но мы говорим: мы не можем пойти и воевать. Наша война — информационная война. Участвовать в ней — наш долг. Правда — наше оружие. 

Элеонора Абаскулиева

Азербайджанские известия.- 2012.- 16 августа.- С.-1,2