Расим МУСАБЕКОВ, депутат Милли меджлиса, политолог: «Нам было важно, чтобы
немцы поняли, что мешает урегулированию конфликта»
Завершившаяся на прошлой неделе международная конференция во Франкфурте-на-Майне на тему «Процесс достижения мира вокруг Нагорного Карабаха: роль фактора справедливости в урегулировании конфликта» собрала много участников. О том, какие цели преследуют подобного рода международные встречи, каких результатов мы от них ждем и о многом другом в беседе корреспондента «Азербайджанских известий» Элеоноры АБАСКУЛИЕВОЙ с депутатом Милли меджлиса, политологом Расимом МУСАБЕКОВЫМ.
— Кем была организована конференция и какую цель ставили ее устроители?
— Известный в мире Гессенский фонд исследования мира и конфликтов (Peace Research Institute Frankfurt, PRIF) провел в Евангелической академии Арнолдьсхайн, недалеко от Франкфурта-на-Майне, международную конференцию, в ходе которой исследовался ранее не очень освещенный в политических и научных дискуссиях вопрос о роли справедливости в решении армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. Мероприятие проводилось при спонсорском участии Немецкой службы академического обмена (DAAD), благодаря чему в нем приняли участие и молодые ученые — магистры и докторанты из Азербайджана, Армении и других стран, получающих образование в Германии. Немецкие специалисты, которые занимаются Кавказом, хотели уяснить для себя, каково нынешнее состояние армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта и на какой стадии находится его урегулирование. И второе, что они стремились определить для себя, в какой степени Германия может воздействовать на этот процесс. Хозяева мероприятия были представлены на достаточно высоком уровне: в конференции принимали участие и выступили бывший посол Германии в нашей стране, работавший в Баку с 2006 по 2010 год Пер Станкина и заведующая отделом Кавказа МИД ФРГ госпожа Кристина Вайль, выступившая с докладом « Актуальная позиция Берлина». Они попытались взглянуть на эту проблему с точки зрения справедливости. Справедливость, конечно, важна, но это категория скорее морали. Неслучайно мы часто говорим, что справедливость, как и правда, у каждого своя, то есть эти понятия достаточно индивидуализированы. Даже международные нормы порой подвергаются критике из-за существования двойных, а то и тройных стандартов, что уж говорить о справедливости. На мой взгляд, и я говорил об этом в своем выступлении, контекстом обсуждения должно быть право. Как известно, именно на нем базируется вся система международных отношений.
Я подчеркнул, что для нашей страны наиболее важно урегулирование карабахского конфликта на основе международного права с опорой на существующие решения, — как Совета Безопасности ООН, ее Генассамблеи, так и решений, принятых в рамках ОБСЕ и других европейских структур. Идеальным для нас было бы мирное урегулирование конфликта, при котором в Нагорном Карабахе в составе Азербайджана мирно будут жить армянская, с предоставлением ей высокой степени самоуправления, и азербайджанская общины.
— Кто еще, кроме вас, представлял позицию нашей страны?
— Глава Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Фархад Мамедов и директор Общества гуманитарных исследований Авез Гасанов, которые довели до внимания участников конференции разные аспекты темы нагорно-карабахского конфликта с учетом фактора справедливости в историческом, правовом и политическом контексте. Фархад Мамедов остановился на истории вопроса, отметив предпосылки процесса заселения армянами Южного Кавказа, начавшегося после 1828 года. Среди них, как известно, немалую роль сыграло упразднение царским правительством Албанской автокефальной церкви и передача ее полномочий Эчмиадзину, что создало условия для распространения армян на территории Азербайджана. Гуманитарный аспект проблемы урегулирования конфликта, причем очень профессионально, осветил в своем выступлении Авез Гасанов. Всем известно, что армяне пытаются представить нас миру страшилками. В этом смысле выступление Авеза Гасанова, сделавшего акцент на трудностях налаживания межобщинного диалога, на наших неоднократных попытках наладить с армянской общиной контакты в этом направлении, чему свидетелем была и Германия, предложившая переговорную площадку у себя для этой цели, оказалось очень впечатляющим. Выступали также в прениях наши и армянские магистры и докторанты. Армянскую сторону на конференции представляли депутат Теван Погосян и директор ереванского Института Кавказа Александр Искандарян. Их позиция сводилась к одному: мы победили и никто не может заставить нас отступить.
— А что предлагали немцы?
— Лейтмотив их выступлений был таков: держать оккупированные территории неправильно и несправедливо. В качестве решения они предлагали модели территориального размена или территориальный раздел.
— Речь шла о совместном управлении Нагорным Карабахом?
— Да. Немецкие эксперты считают, если уж не можете жить вместе, то тогда надо разделить Нагорный Карабах на две части. Но армяне-то ведут речь и о так называемом Лачинском коридоре, т.е. Лачинском и Кяльбаджарском районах — территории, вдвое превышающей сам Нагорный Карабах. Нам важно было, чтобы немцы почувствовали аппетиты армян и поняли, что именно они мешают урегулированию.
— И как, вы считаете, они сумели разобраться?
— У меня сложилось впечатление, что аргументированная и потому убедительная позиция, которую занял Азербайджан на этой конференции, была воспринята хозяевами мероприятия с большим пониманием, нежели упертая позиция армян, которую, если свести к общему, означает: мы победили, дайте нам приз! Почему нам было так важно убедить немцев в своей правоте? Во-первых, Германия серьезное государство, член Минской группы ОБСЕ. Там, как вы знаете, очень прислушиваются к мнению аналитического сообщества. Во-вторых, эта страна задает тон в решениях, которые принимает европейское сообщество, конкретно Евросоюз. И, в-третьих, у них есть возможности оказать давление на Армению. На их вопрос, как они могут повлиять на ход карабахского урегулирования, я прямо сказал: «Если вы хотите влиять, то лучшего способа, чем поставить перед армянами условие быть благоразумными, когда они постоянно приходят просить у вас денег, нет. Вы можете давать им деньги в обмен на благоразумие во внешнеполитической деятельности, на отказ от экспансионистской политики. Делаете же вы так с Грецией.
— Какие еще вопросы обсуждались, ведь конференция продолжалась почти неделю?
— Немцы, надо сказать, очень основательно подошли к ее организации. Было много выступлений по разным аспектам проблемы. Исторический, по которому выступал Ф.Мамедов, про А.Гасанова я уже говорил, были представлены выступления, рассматривающие взгляды и азербайджанцев, и армян на компромисс в урегулировании. Отдельно рассматривались вопросы геополитики: как она влияет на урегулирование конфликта и как меняется на разных этапах. Особое место занял немецкий взгляд на происходящее. Материалы, по словам немецких экспертов, будут проанализированы и подготовлены в качестве рабочего документа для МИД Германии.
Элеоноры АБАСКУЛИЕВОЙ
Азербайджанские известия.- 2012.- 4
декабря.- С.-1,2.