Фуад ИБРАГИМОВ, дирижер: «Хочу построить музыкальный мост между Азербайджаном и Европой»

 

В Баку завершился VI Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. В числе его участников был и наш соотечественник из Германии, молодой талантливый дирижер Фуад ИБРАГИМОВ. Судьбе было угодно, чтобы Фуад, родившийся в Шуше и с младенчества потерявший родной дом и родную землю, сумел пройти трудный и яркий путь, принесший ему славу и признание. Об этом и многом другом — в его интервью интернет-агентству Day.аz.

 

Фуад, расскажите, как вам, беженцу из Шуши, удалось добиться столь блестящих творческих успехов?

— За все, чего добился, я благодарен своей стране. Будучи ребенком, когда мы еще жили в Шуше, даже не думал, что когда-нибудь получу образование в Европе и стану дирижером. Считаю, что мне фантастически повезло. Музыкальные способности я унаследовал от своей матери. Кроме нее в нашей семье были и другие музыканты — дедушка и мои дяди, но только мама имела консерваторское образование. Когда мы жили Шуше в военное время, у меня практически не было возможностей заниматься музыкой. Но всегда было желание играть, поэтому иногда наигрывал небольшие произведения на фортепьяно. И поэтому, уже в Баку, мама отвела меня к профессору БМА Тофику Асланову, который сыграл важную роль в моей жизни. Мне тогда было 12 лет, ему понравилось мое исполнение, и он посоветовал мне начать обучаться игре на альте. Директор школы-студии Бакинской музыкальной академии Тарлан Ашрафович Сеидов поставил передо мной условие, что если я за год смогу осилить программу 7-го класса, то он меня примет. И вот через год я поступил в 7-й класс, потом перешел сразу в 9-й, а через год окончил школу, так как прыгал из класса в класс, как лягушка (улыбается).

В 15 лет поступил в консерваторию и, кроме того, на конкурсной основе был взят на работу в Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узаджибекова, где занял место за вторым пультом. Главный дирижер оркестра маэстро Рауф Абдуллаев мне во многом помогал. Он — мой идол. Хотя уже 11 лет я в Германии, но до сих пор не могу никого воспринимать так, как его.

По прошествии времени я стал сомневаться в том, чем занимаюсь. Были тяжелые 90-е годы, когда никому не было дела до музыки. Мне было трудно найти себя, потому что не мог реализоваться. В придачу мой преподаватель Тофик Рустамович тоже уехал. В тот период мама меня поддерживала, но я уже почти сдался. И как раз в это время в Баку приехал Мстислав Ростропович. Мама хотела, чтобы я для него сыграл. Тогда, в первый его приезд, мне это не удалось. Однако благодаря моему учителю, Баяндуру Мехтиеву, мне удалось сыграть перед Ростроповичем во время его второго приезда в Баку. Услышав мое исполнение, знаменитый музыкант поцеловал меня и сказал, что у него нет слов.

— У Мстислава Ростроповича было много учеников. Он не предлагал вам идти к нему в ученики?

— Некоторое время он со мной занимался. Именно он посоветовал мне поехать учиться за границу. Мне нужно было развиваться. Но для этого нужны были средства. Тогда мне во многом помог Фархад Бадалбейли. А Фонд культуры Азербайджана спонсировал мою учебу в Германии. Вначале обучался как альтист, приезжал в Баку и даже выступал на концертах, чтобы показать, чему я научился. Но чувствовал, что к дирижированию у меня больше интереса, хотя не пытался учиться этому, так как видел все трудности этого ремесла. Потом все-таки решил попробовать себя в дирижировании, обратился к профессору, который в дальнейшем стал моим педагогом. Он мне сказал так: «Хочешь — дирижируй ногами, хочешь — ушами, это все меня не волнует». И дал мне два месяца, чтобы я чему-то научился. И когда я это сделал, он меня назвал сумасшедшим, потому что настоящий дирижер и должен быть сумасшедшим. А чтобы стать дирижером, нужны годы.

— Сейчас вы работаете в Германии?

— Да, живу и работаю в Германии, но я гражданин Азербайджана и не собираюсь менять свое гражданство. После обучения приезжал сюда, но опять уезжал, потому что надо было продолжать обучение. Я тогда только-только начал учиться на дирижера. Мурад Адыгезалзаде и Рауф Абдуллаев поверили в меня и пригласили сюда с сольным концертом. После этого стал чаще бывать на родине, принимал участие в Габалинском фестивале. Несмотря на мою молодость, мне доверили дирижировать лондонским Королевским оркестром.

— Впервые в рамках VI Международного фестиваля Мстислава Ростроповича дирижер стоял у пульта без партитуры. Как вам это удалось?

— Я всегда так делаю, даже солистам люблю аккомпанировать наизусть, потому что тогда человек уходит в музыку и ему уже не надо отвлекаться на партитуру. Некоторые дирижеры это делают, чтобы показать себя, выделиться, но для меня это не показуха. Просто мне так больше нравится, и так больше могу передать музыку.

— Каковы ваши дальнейшие планы?

— Меня радует то, что у нас стало больше известных музыкантов, раньше их можно было по пальцам сосчитать. Поэтому хочу, чтобы они росли и прославляли нашу страну за рубежом. Планирую как можно больше сотрудничать с Европой, хочу построить мост между Азербайджаном и Европой, чтобы музыканты встречались, играли вместе.

— Как стало известно, вы недавно женились. Можно спросить, кто ваша избранница?

— У меня все так внезапно произошло. Я был знаком со своей будущей женой шесть лет, вначале мы были просто друзьями. Мы вместе с ней учились. Она мне всегда нравилась, но я даже не думал, что когда-нибудь мы поженимся. Моя жена тоже музыкант, играет на флейте. Я как-то читал о дирижере Евгении Мравинском и узнал, что, оказывается, он тоже женился на флейтистке. Конечно, не хочу себя с ним сравнивать, но мне приятно было это узнать. Многие говорят, что музыканты не могут ужиться вместе, но это не так. Она понимает мою музыку. И с этой точки зрения может оценить мою игру, в отличие от той, которая вообще бы ничего не знала об этой сфере.

Азербайджанские известия.- 2012.- 11 декабря.- С.-1-3.