Любовь ГУТОРОВА, глава модельного
агентства Fashion Model School: «Когда статус модели перерастет в серьезную
профессию, поменяется и отношение к ней.
Считается, что модельный бизнес — один из самых прибыльных и несложных, за довольно короткое время в нем можно стать успешной и знаменитой. Однако, чтобы стать звездой подиумов и глянцевых журналов, нужно многому научиться. Именно об этом в беседе с корреспондентом «Азербайджанских известий» Самирой КЯЗИМОВОЙ размышляет глава бакинского модельного агентства Fashion Model School Любовь ГУТОРОВА.
— Расскажите о вашем агентстве. С чего все начиналось?
— К созданию модельного агентства я шла постепенно. Это было не спонтанное решение. С самого детства я была очень организованной и целеустремленной. Помню, в детском саду и в школе я принимала активное участие в различных мероприятиях и праздниках. Уже тогда мне нравилось все красивое и необычное. В старших классах я стала одеваться чуть иначе, чем мои сверстницы. После окончания университета я, неожиданно для всех, приняла участие в конкурсе Best model of the world. А когда познакомилась с моим будущем супругом, бизнес которого связан с рекламой, то судьба не оставила мне другого выбора и подтолкнула на открытие своего дела. Модельное агентство Fashion Model School я открыла семь лет назад, незадолго до начала конкурса Best model of Azerbaycan-2005, президентство которого я взяла на себя. Его участники и стали первыми учениками моего агентства.
— Значит, у вас все-таки школа. Почему?
— Дело в том, что в нашей стране модельный бизнес развит слабо. Соответственно моделей с опытом тоже немного. Мы набираем в агентство перспективных юношей и девушек, обучаем их всем премудростям профессии с самого нуля. А самая лучшая школа для модели — эта практика, то есть работа.
— Существует ли определенная система отбора девушек для работы? Каковы основные требования к претенденткам?
— В первую очередь, конечно, необходимы подходящие внешние данные — соответствующий рост, пропорциональная и стройная фигура, чистая, здоровая кожа. В наше агентство мы берем девочек от 13 лет ростом 170-173 см для обучения в качестве фотомоделей и моделей для рекламы. У тех, чей рост выше, есть шансы стать fashion-моделями.
— Много ли юношей среди ваших учеников? Кто из молодых людей может пройти отбор?
— Первое условие то же — модельная внешность и рост от 183 см. А далее уже вступают в силу другие требования. Легко работать с дисциплинированными людьми и с теми, кто хорошо чувствует нашу профессию, — пол в данном случае не имеет значения. Красота — не самое главное. Часто бывает, приходит привлекательная девушка, но у нее отсутствует четкое представление о работе, нет дисциплинированности. Или же она слишком ленива. Для того чтобы стать успешной моделью, нужно обладать ярко выраженной индивидуальностью, целеустремленностью и, повторюсь, дисциплинированностью. Только горячее желание работать и любить свое дело, умение показать себя в выгодном свете может сделать из начинающей модели настоящую звезду.
— Чему же учат в вашей школе? Как проходит обучение?
— Поначалу у нас было много дисциплин и много преподавателей, которые обучали не только наших студентов, но и всех, кто хотел освоить азы модельного бизнеса просто для себя. Со временем от многого пришлось отказаться — практика подсказала, на чем следует сосредоточиться. Сейчас мы обучаем только тех, кого берем работать в агентство. Модели-новички проходят специальные курсы, на которых мы рассказываем об особенностях профессии, этике, правилах работы в агентстве, профессиональной терминологии и т.д. Но, пожалуй, самый главный предмет для будущих моделей — так называемые уроки дефиле, изучение модельной походки, а это совсем нелегкая задача. В списке обязательных дисциплин и «фотопозирование», которое преподает один из лучших столичных фотографов Сянан Алиев. А курсы имиджа ведет стилист агентства Виктория Амирова.
— Кто из ваших моделей работает сейчас за границей? Кто обычно их приглашает?
— Мы с самого начала очень серьезно работали в этом направлении. Наладили связи с зарубежными агентствами. Пригласили представителей одного из крупных мировых агентств IMG-Models к нам на кастинг. Они приехали и отобрали трех девушек, но, к сожалению, родители девушек были против работы дочерей за пределами Азербайджана, и процесс затормозился. Если говорить о нашем местном рынке, то к нам за моделями обращаются рекламные агентства, журналы, бутики, фирмы, компании, модельеры, стилисты, режиссеры, клипмейкеры, салоны красоты, фотографы, телеканалы для различных передач и т.д.
— Вы сказали, что модельный бизнес у нас развит слабо. Что нужно сделать, чтобы к профессии модели стали относиться серьезно?
— Существует целый комплекс проблем. И не только ментальных, как справедливо можно было бы предположить, но и экономических. Изменить следует многое. Например, отношение к рекламе, которая и в самом деле, как банально это уже ни звучит, — двигатель прогресса. А у нас к ней отношение все еще совковое. В условиях плановой экономики в ней и не было нужды. Между тем в рыночных условиях с высокой конкуренцией успеха добивается тот, кто грамотней, эффективней продвигает свой товар. И в такой ситуации траты на рекламу — вовсе не выброшенные деньги. Например, в Европе гонорар модели за съемку для буклета авиакомпании может составить 10 тысяч долларов за один день съемок. Мы очень далеки от таких гонораров. Наши клиенты еще не созрели до понимания того, что выполнить поставленную задачу — привлечь внимание потребителя к конкретному продукту и побудить его отдать предпочтение именно ему среди множества других, не менее привлекательных, — способен только профессионал. А посему зачастую считают достаточным использовать для рекламы своей продукции обычных парней и девушек, своих знакомых или родственников. Другая проблема — отсутствие индустрии моды, равно как и легкой промышленности в целом. Ничего не изменится до тех пор, пока не будет серьезного развития в легкой промышленности, ведь модельный бизнес — это ее обслуживающий сегмент. Верхушка индустрии — шоу профессионалов-дизайнеров. На Западе после шоу, если оно было успешным, о марке начинают говорить, «байеры» начинают активно делать заказы, фабрики больше шьют, увеличиваются продажи. Конвейер начинает работать. И на следующее шоу дизайнер уже может приглашать более статусных моделей с более высокими гонорарами. У нас же, к сожалению, даже если и проходит шоу дизайнера, что бывает крайне редко, о нем, в самом лучшем случае, могут что-то написать в СМИ. А производства одежды нет. Нет и развития в модельном бизнесе. Вот когда статус модели перерастет в серьезную и высокооплачиваемую профессию, поменяется и отношение к ней.
— Кто, по-вашему, является идеальной моделью? Кого из мировых моделей считаете лучшими?
— Не думаю, что я буду оригинальной в этом вопросе. Есть имена, которые навсегда вошли в историю модельного бизнеса, они отличались яркой индивидуальностью и внешностью. Это Наоми Кэмпбел, Клаудия Шифер, Линда Евангелиста, не могу не отметить своеобразную американскую модель Тару Бенкс. И все же назвать их лучшими тоже неправильно, на мой взгляд, просто они были первыми. А если говорить о качестве, то лучшая модель та, которая может легко из одного образа перейти в другой и быть совершенно разной во всех образах. Такова сегодняшняя тенденция.
— Расскажите немного о себе и своей семье. У вас растет дочь. Хотели бы, чтобы в будущем она связала свою жизнь с модельным бизнесом?
— Я очень люблю и ценю свою семью — мужа, мою маму, которая живет с нами, и дочь Анастасию. Мой супруг — гражданин Турции, многие годы живет и работает в Азербайджане. Последние несколько лет мы работаем в одном офисе, но каждый из нас занят своим делом: он — рекламой, а я — модельным бизнесом. После появления дочери, которой исполнится два года, поменялся весь смысл моей жизни. Сейчас еще рано говорить о выборе профессии для нее. Думаю, время покажет. Я буду стараться, чтоб она получила хорошее образование, но главное, чтобы выросла хорошим человеком, а в остальном — пусть выбирает сама, а я помогу ей всем, чем смогу.
Азербайджанские известия.- 2012.- 15
декабря.- С.-1-2.