След в нашей истории

 

Посольством Польши в Азербайджане изданы два путеводителя по нашей стране.

В путеводителях «Польские места в Баку» и «Польские места в Азербайджане. Ичери шэхэр», как следует из их названий, рассказывается об истории поселения поляков в нашей стране, о самых известных представителях польской общины. И впервые воедино собрана вся информация о деятельности поляков, посвятивших свой талант, а порой и жизнь культурному, техническому и научному прогрессу нашей страныервое место в этом ряду, несомненно, принадлежит поистине легендарному польскому инженеру, внесшему огромный вклад в становление нефтяной промышленности Азербайджана, Павлу Потоцкому. В начале ХХ века он специально был приглашен из Санкт-Петербурга в Баку для того, чтобы возглавить работу по засыпке Бибиэйбатской бухты. И именно благодаря его инженерному таланту, целеустремленности, разработанному проекту была отвоевана часть морского пространства и заложена основа добычи нефти с морского дна.

В 1922 году, уже будучи слепым, он составил проект засыпки 27 га моря, а затем второй проект — в объеме 72 га. Более того, он лично руководил всеми работами, точно и четко ориентируясь в составленной карте. Это был настоящий подвиг, пример человеческого мужества, стойкости, неслучайно люди рассказывали о нем легенды. А вот что писал о нем посетивший в те годы Баку Максим Горький: «Слышал нечто легендарное об инженере, кажется, Потоцком, который совершенно ослеп, но так хорошо знает Бибиэйбат, что безошибочно указывает на карте место работ и точки, откуда следует начать новые работы».

Павел Потоцкий не дожил до окончания всех работ, но, предчувствуя близкую кончину, завещал похоронить его на отвоеванной у моря суше в Бибиэйбатской бухте на берегу Каспия.

В 70-е годы в фильме режиссера Эльдара Кулиева «Бухта Ильича» было рассказано о том, как шла засыпка бухты по необычному плану Потоцкого. А 9 ноября 2005 года по инициативе посольства Польши и Государственной нефтяной компании состоялось открытие восстановленного надгробья на могиле выдающегося инженера. Надпись на нем гласит: «Павел Потоцкий (1879-1932) путем осушения бухты Бибиэйбат впервые в мире осуществил добычу нефти со дня моря».

Богатое архитектурное наследие оставили после себя Йозеф Гославский и Йозеф Плошко. Йозеф Гославский был командирован из Санкт-Петербурга в Баку для возведения храма Александра Невского, а уже через год стал главным архитектором Баку, оставаясь им 12 лет до своей кончины в 1904 году. По его проектам возведено немало зданий, ставших подлинным украшением Баку, в том числе и бывшей городской думы, — ныне здесь размещается столичная исполнительная власть.

Йозеф Плошко приехал в Баку по приглашению Гославского. С 1907 по 1910 год он был главным архитектором города. Им построено 11 красивейших зданий, среди которых «Исмаилиййа», бывший дворец Муртузы Мухтарова и ряд других.

Свой заметный архитектурный след в Баку оставили также Казимеж Скуревич, Евгений Скибинский, Константин Борисоглебский. В путеводителе все созданные по их проектам здания перечислены, а их расположение указано на карте города. Более того, приведены старые и новые названия улиц, где они разместились. В путеводителе даны и краткие биографии польских архитекторов, имена некоторых из которых до сих пор были мало или вовсе не известны. Среди них, например, имя Константина Борисоглебского, бывшего главным архитектором Баку в 1910-1914 годах, Евгения Скибинского — уроженца Шамахи, семья которого после землетрясения переехала в Баку. Он был первым поляком, который работал в архитектурном отделе городской власти. Самый известный среди разработанных им проектов — здание Бакинского железнодорожного вокзала, а также Государственного банка, конторы Ротшильда и «Тагиевского пассажа», сохранившиеся до наших дней.

Так что факты свидетельствуют: неповторимый прекрасный архитектурный облик Баку в начале XX века в немалой степени создавался и усилиями польских архитекторов. Так же как и отдельные здания, построенные по их проектам в Шамахе, Гяндже (главный архитектор Игнатий Кшишталович). А вообще первые упоминания о польско-азербайджанских связях относятся, как указывается в путеводителе, к XVI веку, когда на Кавказ устремились купцы за восточными товарами — парчой, оружием, ювелирными изделиями, пряностями.

Поляки составляли и большую часть миссионеров, хлынувших на Кавказ в XVII и XVIII веках. Еще более интенсивными польско-азербайджанские связи становятся в XIX веке, когда Варшава и Баку — после раздела Польши и завоевания Кавказа — оказались включены в Российскую империю. Тогда на Кавказ, особенно после польских восстаний, было сослано немало поляков, часть из которых судьба забросила в Загаталу, где они отбывали воинскую повинность. По истечении срока некоторые из них остались здесь жить, образовав небольшую польскую общину. В Загатале сохранились построенные поляками небольшая церковь, их могилы.

Нефтяной бум в Азербайджане привлек в Баку на заработки и для карьеры немало польских врачей, ученых, инженеров. К началу первой мировой войны польская колония в Баку состояла из нескольких тысяч человек. Вторая брошюра, где рассказывается о польских местах в Азербайджане и в Ичери шэхэр, в отличие от первой, где текст дается на азербайджанском и английском языках, издана только на польском языке — она предназначена для польских туристов.

Составитель обоих путеводителей — сотрудник польского посольства Войцех Гурецки — проделал большую и кропотливую работу. И т Нефтяной бум в Азербайджане привлек в Баку на заработки и для карьеры немало польских врачей, ученых, инженеров. К началу первой мировой войны польская колония в Баку состояла из нескольких тысяч человек. Вторая брошюра, где рассказывается о польских местах в Азербайджане и в Ичери шэхэр, в отличие от первой, где текст дается на азербайджанском и английском языках, издана только на польском языке — она предназначена для польских туристов.
Составитель обоих путеводителей — сотрудник польского посольства Войцех Гурецки — проделал большую и кропотливую работу. И труд этот оказался весьма результативным.

Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА

Азербайджанские извести.-2012.- 18 декабря.- С.-2