Музыкальные опусы как отражение современности 

 

На съезде композиторов Азербайджана прозвучали  десятки новых произведений

IХ съезд азербайджанских композиторов, проходивший на разных концертных площадках Баку (Большой зал Союза композиторов, Азгосфилармония, Капелльхауз, Бакинская музыкальная академия, театры оперы и балета, музыкальной комедии, Рашида Бейбутова, Дом культуры моряков), безусловно, стал важным событием в культурной жизни страныодобные смотры ярко высвечивают панораму современного композиторского творчества как с точки зрения жанровых предпочтений и интересов, так и разнообразия художественных направлений, что в высшей степени свойственно современной музыке. Показателен сам факт участия в этом грандиозном смотре музыкантов различных поколений, включая и тех, кто начинал свой творческий путь еще в 60-70-е годы прошлого века, и тех, кто еще продолжает учебу в вузе. Количество авторов, представивших свои опусы, исчисляется десятками имен, поэтому хотелось бы обойтись без персоналий, чтобы не обижать никого. Думается, время выводов еще впереди, и говорить о серьезных проблемах, касающихся развития современного композиторского творчества, можно будет лишь спустя какое-то время, когда впечатления сложатся в цельную картину и станут ясны основные направления этого процесса, достаточно противоречивого и неоднозначного. Сейчас же, по прошествии нескольких концертных дней, можно как бы пунктиром обозначить лишь самые общие тенденции.

Начнем с жанровой палитры, которая отличалась многообразием в духе современного времени: масштабные симфонические полотна, причем как классические сонатно-симфонические циклы, так и разного рода одночастные композиции свободных форм, оперное творчество, камерная музыка. Здесь и сонаты для различных инструментов, и квартеты, и лирические миниатюры, хоровая музыка. Отдельные концерты были посвящены произведениям в сопровождении оркестра народных инструментов и эстрадной песне. В рамках форума состоялась премьера двух одноактных балетов. Так что можно утверждать, что дефицита того или иного жанра не наблюдаетсято касается художественных направлений, то говорить о каком-то одном стиле, господствующем сегодня в нашей академической музыке, не приходится. Картина достаточно пестрая. Здесь и откровенное подражание Шостаковичу-Караеву-Меликову, и стремление продемонстрировать владение новейшими средствами композиторского авангарда, и, наоборот, приверженность мелодизму и классической гармонии. Но даже в последнем случае островки традиционной кантилены обязательно чередовались с кусками жесткими, по большей части атональными, по-видимому, отражающими хаос современного мираще одна обязательная составляющая современного музыкально-академического процесса представляла синтез национального и общеевропейского. Проблема эта всегда остро стояла перед азербайджанскими композиторами и провоцировала как интересные открытия, так и откровенные провалы. Так вот на современном этапе развития нашей академической музыки, думается, именно вот эта ее амбивалентность стала своеобразным камнем преткновения для большинства авторов. Были примеры, когда национального подтекста почти не ощущалось, в других случаях, наоборот, превалировали сугубо почвенные элементы. Интересно, что чаще всего подобные моменты чередовались друг с другом в одном произведении, и это производило впечатление какой-то лоскутности и искусственности всей композиции. И вновь, еще и еще раз становилось очевидным, что достигнуть органичности в слиянии двух различных традиций очень нелегко; подобное дано очень немногим. От чего это зависит: от наработанной техники, когда владение мастерством дает возможность выразить то, что на слуху с детства, или от наличия своего, индивидуального взгляда на мир? Скорее всего и от того, и от другого. Так, как это имеет место в прозвучавших на съезде произведениях наших корифеев.

Если попытаться в рамках краткого обзора дать какие-то приблизительные оценки, то можно сказать, что в смысле технической оснащенности композиторы старшего поколения (ученики Караева, Гаджиева) в своем большинстве остаются лидерами: здесь и умение интересно оркестровать, и умение развивать тему, и способность создавать протяженные конструкции. Правда, во многих случаях хотелось бы, наоборот, большего лаконизма, который был в высшей мере свойственен их великому учителюто еще вызывало некоторое недоумение, так это излишняя пафосность и эмоциональная открытость представленных произведений, что отличало большинство опусов как старшего, так и молодого поколения. В чем истоки подобного стиля: может, в экстатике мугама (но в этом классическом жанре подобная форма выражения органично связана с сутью поэтического содержания), а может, разговор на высоких тонах попросту обусловлен одноплановым, черно-белым восприятием современного мира. Ведь любое произведение начинается с желания высказаться. И в отношении композитора, как и любого другого художника, можно сказать: «как он дышит, так и пишет». Так что техника техникой, но если за ней не стоят яркие образы, музыка не воспринимается. Так же, как и в том случае, если одна-две симпатичные мелодии не выстраиваются в логически продуманную цепочку отражения мира. Все это может стать темой для серьезного обсуждения в кругу профессионалов. Хочется надеяться, что таковое — впереди, и думается, в этом — главное назначение такого крупного события, как нынешний съезд. 

Лейла АБДУЛЛАЕВА

Азербайджанские известия.- 19 декабря.- С.-4