«Народные кастинги создают атмосферу евровидийного праздника в Баку» 

 

Таир АЛИЕВ, продюсер, режиссер (Финляндия)

 

Таир Алиев родился и вырос в Баку. По специальности он — продюсер аудио-визуальной продукции, окончил Университет прикладных искусств Metropolia (Финляндия). Первой работой в кино для Таира Алиева стал документальный фильм финского режиссера Пирьо Хонкасало «Три комнаты меланхолии», который завоевал  более 30 международных наград. Он продюсировал более 40 документальных фильмов. А в феврале наш соотечественник представит новую картину «Женщина, которая ждет» на Берлинском кинофестивале. С генеральным продюсером компании Production Helmi Films (Финляндия), председателем Европейского центра культуры и искусства ECCA (Финляндия), менеджером и продюсером рабочей группы «Евровидения» Таиром АЛИЕВЫМ беседовала корреспондент «Азербайджанских известий» Самира КЯЗИМОВА.

— Таир, расскажите о фильме «Женщина, которая ждет», который будет участвовать в Берлинале.

— Два года назад мне и моим коллегам пришла идея снять документальный фильм в Замбии. Мы объявили конкурс в этой стране, в результате которого была выбрана очень талантливая молодая девушка-режиссер Чейзи Чизи. Она предложила затронуть в своем фильме очень важную для Замбии проблему гендерных отношений. Картина о юной африканской девушке Эстер Фири, которая вопреки всему и всем стала первой женщиной-боксером, заслужив право на участие в Олимпийских играх 2012 года, основана на реальной истории. В Замбии с ее патриархальными устоями любое нарушение неписаных правил ведет за собой протест прежде всего мужского населения. Но Эстер Фири, добившаяся больших результатов в спорте, стала примером для подражания для многих ее соотечественниц. Фильм Woman on hold, снятый нашим Production Helmi Films, Первым каналом Финляндии YLE Tv1 и испанским телевидением Chello Multi Canal в столице Замбии Лусаке, был поддержан несколькими кинофондами Европы и Финляндии, Сетью европейских документальных фильмов и форумом Documentary in Europe, проводимым в Турине. Официальный дистрибьютор фильма в Европе — немецкая компания Deckert Distribution. А на днях официальным дистрибьютором нашего фильма в США стала известная компания Woman making movies. К слову, лента уже была представлена на международном Роттердамском кинофестивале и Амстердамском кинофестивале в прошлом году. А Берлинский кинофестиваль заинтересовался нашей работой еще в 2009-м, признав его одним из самых ожидаемых фильмов ближайших лет. Тогда-то мы и поняли, что нам нужно продвигать идею Woman on hold дальше. В результате мы придумали компьютерную игру, главной героиней которой была Эстер Фири, — ранее никто не создавал компьютерные игры на основе документального кино. Кроме того, мы открыли Фонд Woman on hold org., посредством которого привлекаем спонсоров, готовых поддерживать африканских женщин, желающих серьезно заняться спортом.

— А первым фильмом, изменившим всю вашу жизнь, стала документальная лента «Три комнаты меланхолии». Расскажите, как вы оказались в Финляндии и как магистр истории международных отношений по образованию переквалифицировался в продюсера и режиссера?

— Вся моя семья так или иначе связана с Финляндией. В свое время мой отец — поэт и писатель Чингиз Алиоглу перевел финский эпос «Калевала», до сих пор дружит с национальной финской поэтессой Ауликке Оксанен, которая первая в Европе создала организацию Azerbaijan-Finland cultural bridge, состоящую из граждан Финляндии, поддерживающих нашу страну в карабахском вопросе. Все в нашей семье — люди творческие, и только я пошел в юриспруденцию. Но со временем творческое начало взяло верх. Я стал заниматься организацией Дней финской культуры в Азербайджане: пригласил к нам известных режиссеров, продюсеров и деятелей культуры. Среди них была и известный финский режиссер Пирьо Хонкасало, которая, заметив мой интерес к кино, предложила мне всерьез заняться кинопродюсированием. Она сказала, что я могу стать одним из первых азербайджанцев, получивших профессиональное продюсерское образование в Европе. Хонкасало дала мне возможность проявить себя в качестве продакш-менеджера в своем фильме «Три комнаты меланхолии». Эта кинокартина состоит из трех новелл — «комнат», связанных с войной в Чечне. Первая новелла — о жизни юных курсантов кадетского училища под Петербургом. Вторая посвящена чеченке Хадижат Гатаевой, которая собирала детей в разбитом войной Грозном, заменяя им родителей. А третья — жизни и чувствам детей, уже спасенных Хадижат Гатаевой. Большую часть фильма мы снимали в Ингушетии и в самом Грозном. И это тоже реальные истории реальных людей. Некоторое время фильм был запрещен в России. После этого фильма меня сразу же пригласили работать на Первый канал Финляндии. Через год я закончил магистратуру Университета прикладных наук Metropolia в Финляндии.

— Если бы вам предложили продюсировать азербайджанский фильм, какая тематика, на ваш взгляд, заинтересовала бы Европу?

— Для того чтобы продюсировать фильмы в Азербайджане, нужно прежде реформировать структуру кинофинансирования. Поверьте, деньги не решают все проблемы. Увы, на данный момент у нас нет кинопродюсеров, которые мыслили бы по-новому, могли бы работать по новой европейской системе. Ведь согласно советской психологии, главным в процессе производства кинокартины является режиссер. Согласно западному подходу, режиссер может руководить исключительно самим процессом съемок, а в производстве кинопродукции основную роль играет продюсер. Именно от его таланта и проницательности порой зависит судьба картины. В любом западном продакшне продюсер — это босс, непререкаемый авторитет, профессионал высочайшего класса в своей области, мнение которого — закон для всех. Образно выражаясь, продюсер в Европе и на Западе — это директор огромного частного предприятия, которое выпускает какой-либо высококачественный, брендовый товар. Скажем, в соседней Грузии, где успешно развивается западная концепция продюсирования художественных фильмов, множество из которых спонсируется Европой. Когда европейская страна вкладывает деньги в тот или иной фильм, это означает, что она берется показывать его у себя. Например, каждый год в Финляндии снимается около 50 документальных и 25 художественных картин. Из них 10-15 документальных и пять художественных выходят в мировой прокат.

Чтобы создать в Азербайджане прочную систему кинопродюсирования, необходимы три составляющие — кинофонд, государство и общественный канал. Все они у нас есть, но нет системы сотрудничества. Также нужно полностью реформировать работу кинофонда Азербайджана, который все еще работает по старой советской системе. Если смешать все ингредиенты, получится вкусный качественный продукт. А пока, считаю, нам нужно привлекать в Азербайджан высокопрофессиональных продюсеров из ведущих европейских стран, чтобы они готовили местных специалистов. К примеру, я являюсь председателем Европейского центра культуры и искусства в Финляндии, и мой статус позволил пригласить в Азербайджан 12 лучших европейских продюсеров в области кинематографии, театра, цирка, уличных фестивалей и иных сферах, каждый из которых будет не только реализовывать проекты в нашей стране, но и готовить местных специалистов. Кроме того, в наши планы входит открытие в Баку Дома культуры Европы, в котором будут организованы выступления ведущих европейских артистов, музыкантов, писателей и поэтов.

— Вы — один из менеджеров и продюсеров рабочей группы «Евровидения-2012». Расскажите о народном кастинге, организованном вашей командой.

— Я занимаюсь организацией работы с делегациями, которые прибудут в мае в Баку, — это тысячи людей. В наши обязательства входит также организация кастингов для съемок в промороликах и фоторекламе. Когда меня только назначили на должность менеджера и продюсера рабочей группы конкурса, я первым делом поинтересовался наличием в Баку агентств, специализирующихся на непрофессиональных актерах. Оказалось, что малочисленные модельные агентства, имеющиеся здесь, работают исключительно с профессиональными моделями. Но нам нужны были люди разных возрастов и профессий, не засвеченные на экране. Тогда мы объявили в социальной сети о кастинге и никак не ожидали такого наплыва желающих поучаствовать в съемках. На призыв откликнулись более 500 человек: 388 приняли участие в кастинге, еще 140 фотографий и анкет мы получили посредством Интернета. Среди последних было немало спортсменов, музыкантов, художников. Те, кто по тем или иным причинам не успел принять участие в нем, попытают удачу во втором просмотре, который пройдет сегодня в Бакинском бизнес-центре. Все, кого мы отберем в результате двух кастингов, будут допущены к видеокастингу. Я считаю, что такого рода кастинги создают атмосферу евровидийного праздника в Баку, дают возможность широкому кругу людей приобщиться к конкурсу, почувствовать себя его частью. Было приятно, что нашу работу оценили, — видеоролик с кастинга был размещен на официальном сайте «Евровидения».

— Приоткройте немного завесу тайны. Какое шоу готовит Азербайджан на открытии конкурса «Евровидение»?

— Мы разрабатываем концепцию всех шоу, которые будут представлены на сцене «Евровидения» в Баку. Я не буду раскрывать все карты, чтобы сохранить некую интригу. Лишь отмечу, что зарубежные продюсеры и эксперты, с которыми мы сотрудничаем, в один голос утверждают, что такого рода шоу в истории этого песенного конкурса еще не было! В Баку будут использованы самые передовые технологии в области света и звука. Мы соединим воедино Восток и Запад и покажем гостям весь потенциал нашей страны. Думаю, азербайджанское «Евровидение» еще долго будут вспоминать и обсуждать в мире. 

 

 

Азербайджанские известия. – 2012.-3 февраля. – С. 1-2.