Трагедия глазами очевидцев 

 

Двадцать лет, прошедшие с резни, учиненной армянскими боевыми формированиями в азербайджанском городе Ходжалы, не притупили ни нашу боль трагедии, ни наше стремление добиться международного осуждения и наказания виновных. Эти чувства с нами разделяют все больше людей в мире — благодаря широко развернувшейся кампании «Справедливость для Ходжалы», проводимым в различных странах акциям, рассказывающим правду об одном из самых чудовищных преступлений ХХ века. И наши аргументы тем убедительней, что опираются на неопровержимые свидетельства очевидцев — зарубежных журналистов и правозащитников. Их сообщения, подкрепленные фотографиями, на которые невозможно смотреть без содрогания, сегодня доступны каждому и посредством Интернета, в частности наиболее популярного в Сети веб-ресурса «Википедия». Ее материалы мы и предлагаем вниманию читателей, вновь напоминая о трагических событиях 26 февраля 1992 года.

Предыстория

С осени 1991 года Ходжалы был практически блокирован армянскими вооруженными формированиями, а после вывода внутренних войск СССР из Нагорного Карабаха установилась полная блокада. С января 1992 года в Ходжалы не подавалась электроэнергия. Часть жителей покинула блокированный город, однако полной эвакуации мирного населения, несмотря на настойчивые просьбы главы азербайджанской исполнительной власти Ходжалы Э.Мамедова, организовано не было.

В Ходжалы отсутствовали телефонная связь, электричество, отопление, водопроводная вода. С октября 1991 года единственным средством сообщения с внешним миром стали вертолеты. К 13 февраля 1992 года, когда был выполнен последний рейс вертолета в Ходжалы, оттуда в общей сложности эвакуировали менее 300 жителей. Руководителем обороны города являлся Алиф Гаджиев. Под его руководством Ходжалы продержался несколько месяцев.

Российский правозащитный центр «Мемориал», который провел собственное расследование обстоятельств трагедии, утверждает, что к началу штурма в городе находилось от 2 до 4 тыс. жителей, включая несколько сот защитников города: «Ходжалы защищали ополченцы, сотрудники ОМОН МВД Азербайджанской Республики и солдаты Национальной армии Азербайджана. По информации, полученной с обеих сторон, в городе находились 3 единицы бронетехники, а также установка «Алазань». По утверждению армянской стороны, в Ходжалы находились также 2 реактивные установки залпового огня «Град».

В течение зимних месяцев 1991-92 гг. Ходжалы находился под постоянным артиллерийским обстрелом. В основном обстрелы производились ночью. Международная правозащитная организация Human rights Watch собрала свидетельства беженцев, показывающие, что некоторые обстрелы имели беспорядочный характер или были прямо направлены на гражданские объекты, что приводило к жертвам среди гражданского населения.

Штурм Ходжалы

Около 23 часов ночи 25 февраля 1992 года начался артиллерийский обстрел Ходжалы, а с 1 часа ночи до 4 часов утра следующего дня пехотные отряды входили в город, подавив последний очаг сопротивления защитников Ходжалы к 7 часам утра. Журналист Томас де Ваал так описывает начало штурма со ссылкой на отчет правозащитной организации «Мемориал»: «Часть населения вскоре после начала штурма стала покидать Ходжалы, пытаясь уйти в сторону Агдама. Как указано в отчете, люди уходили по двум направлениям:

1. с восточной окраины города на северо-восток вдоль русла реки, оставляя Аскеран слева (именно этот путь, как указывали армянские официальные лица, был оставлен в качестве «свободного коридора»);

2. с северной окраины города на северо-восток, оставляя Аскеран справа (по-видимому, по этому пути ушла меньшая часть беженцев).

В результате обстрела города неустановленное количество мирных жителей погибло на территории Ходжалы во время штурма. Армянская сторона практически отказалась предоставить информацию о количестве погибших таким образом людей».

Как сообщает «Мемориал», «большой поток жителей устремился из города вдоль русла реки (путь 1). В некоторых группах беженцев находились вооруженные люди из гарнизона города. Эти беженцы, идущие по «свободному коридору», на территории, примыкающей к Агдамскому району Азербайджана, были обстреляны, в результате чего много людей погибло. Оставшиеся в живых беженцы рассеялись. Бегущие натыкались на армянские заставы и подвергались обстрелам. Часть беженцев все же сумела пройти в Агдам; часть, в основном женщины и дети (точное количество установить невозможно), замерзла во время скитаний по горам; часть, по показаниям прошедших в Агдам, была пленена у сел Пирджамал и Нахичеваник. Есть показания уже обменянных жителей Ходжалы, что некоторое количество плененных было расстреляно».

По данным Human rights Watch, которая также провела собственное расследование трагедии, по отступающему ОМОНу и бежавшим жителям армянами и военнослужащими 366-го полка СНГ был открыт огонь в поле возле села Нахичеваник, которое тогда находилось под контролем армян. Обстрелам подвергались и группы беженцев, направившихся другой дорогой, по отношению к которой Аскеран находился справа.

Расследование

28 февраля группа журналистов на двух вертолетах смогла добраться до места гибели азербайджанцев. Несмотря на прикрытие второго вертолета, из-за сильного обстрела армянскими боевиками они смогли вывезти только четыре трупа. Российский телерепортер Юрий Романов, вместе с азербайджанским журналистом Чингизом Мустафаевым, первым побывавший на месте трагедии, следующим образом вспоминал момент прибытия на место гибели мирных жителей: «Я выглядываю в круглое окошко (вертолета) и буквально отшатываюсь от неправдоподобно страшной картины. На желтой траве предгорья, где в тени еще дотаивают серые лепешки снега, остатки зимних сугробов, лежат мертвые люди. Вся эта громадная площадь до близкого горизонта усеяна трупами женщин, стариков, старух, мальчиков и девочек всех возрастов, от грудного младенца до подростка… Взгляд вырывает из месива тел две фигурки — бабушки и маленькой девочки. Бабушка, с седой непокрытой головой, лежит лицом вниз рядом с крошечной девочкой в голубой курточке с капюшоном. Ноги у них почему-то связаны колючей проволокой, а у бабушки связаны еще и руки. Обе застрелены в голову. Последним жестом маленькая, лет четырех, девочка протягивает руки к убитой бабушке. Ошеломленный, я даже не сразу вспоминаю о камере…»

В тот же день Томас Гольц сообщил в Washington Post из Агдама: «Беженцы говорят, что сотни погибли во время армянской атаки… Из семи трупов, увиденных нами здесь сегодня, два были детские и три женские, у одного из тел было ранение в грудь, как видно, с близкого расстояния. У многих из 120 беженцев, находящихся на лечении в агдамской больнице, множественные ножевые ранения».

1 марта на место трагедии смогла вылететь группа зарубежных и местных журналистов. Анатоль Ливен из лондонской The Times писал: «Две группы, видимо, две семьи, были убиты вместе — дети охвачены руками женщин. У некоторых из них, включая маленькую девочку, были чудовищные раны головы: фактически осталось только лицо. Выжившие рассказали, что армяне расстреливали их в упор, уже лежащих на земле».

По сообщению The New York Times, около Агдама, на границе Нагорного Карабаха, как утверждает фотограф агентства Reuters Фредерика Лангень, она видела два грузовика, заполненных трупами азербайджанцев. «В первом грузовике я насчитала 35, и, похоже, во втором было столько же», сказала она. «У некоторых головы были отрублены, многие были сожжены. Все это были мужчины, но лишь немногие были в защитной униформе».

По данным утренних новостей BBC. Репортер сказал, что он, видеооператор и другие западные журналисты видели свыше 100 трупов мужчин, женщин и детей, зарезанных армянами. Они были застрелены в голову с близости в один метр. Фотография также показывает почти десять трупов (в основном женщин и детей), застреленных в голову.

Корреспондент газеты «Известия» В.Белых сообщал в своем репортаже: «Время от времени в Агдам привозят обмененные на живых заложников тела своих погибших. Но и в ночном кошмаре такого не привидится: выколотые глаза, отрезанные уши, снятые скальпы, отрубленные головы. Связки из нескольких трупов, которые долго таскали по земле на веревках за бронетранспортером. Издевательствам нет предела». Он приводит свидетельство пилота вертолета российских ВВС, майора Леонида Кравеца: «26 февраля я вывозил из Степанакерта раненых и возвращался обратно через Аскеранские ворота. В глаза бросились какие-то яркие пятна на земле. Снизился и тут мой бортмеханик закричал: «Смотрите, там женщины и дети». Да я и сам уже видел около двухсот убитых, разбросанных по склону, среди которых бродили люди с оружием. Потом мы летали, чтобы забрать трупы. С нами был местный капитан милиции. Он увидел там своего четырехлетнего сына с раздробленным черепом и тронулся рассудком. У другого ребенка, которого мы успели подобрать, прежде чем нас стали обстреливать, была отрублена голова. Изувеченные тела женщин, детей и стариков я видел повсюду».

По данным американского журнала Newsweek, многие были убиты с близкого расстояния при попытке бежать, у некоторых были обезображены лица. По мнению обозревателя журнала Time Джилл Смолоу, «в простое объяснение, данное нападающими армянами, которые настаивают, что безвинные люди были убиты не специально, совсем не верится».

Российский телеоператор Юрий Романов описывает шестилетнюю девочку-ходжалинку, глаза которой были выжжены сигаретными окурками. Хелен Уомак, журналист британской газеты The Independent, сообщала с мест событий: «Когда вечером во вторник я прибыла в Агдам, я видела 75 свежих могил на одном из кладбищ и четыре изувеченных трупа в мечети. В полевом госпитале, устроенном в вагонах на железнодорожной станции, я также видела женщин и детей с пулевыми ранениями».

Журналист Фрэнсис Клайнс, находясь в Агдаме, приводил в The New York Times свидетельство выжившего мальчика: «Они пришли в наш дом и сказали нам, бегите, либо сгорите заживо», — рассказал Ахмед Мамедов, 11-летний беженец из Ходжалы, раненный в руку. «Они ломали все вокруг и бросили гранату, которая ранила моего старшего брата и маму. Я видел, как Натаван Усубова погибла со своей матерью от другой гранаты», — говорил он, имея в виду 4-летнюю девочку.

Международная правозащитная организация Human rights Watch назвала трагедию в Ходжалы «самой большой резней за время конфликта». По мнению этой организации, армянские формирования несут прямую ответственность за гибель гражданских лиц.

Данные о числе жертв

По официальным данным азербайджанских властей, в результате этой трагедии погибло (включая замерзших в пути) 613 человек, из них:

детей — 63

женщин — 106

пожилых — 70 человек

8 семей уничтожены полностью

25 детей потеряли обоих родителей

130 детей потеряли одного родителя

ранено — 487 человека, из них

детей — 76

люди, побывавшие в заложниках,

— 1275 человека

пропало без вести — 150 человек.

По мнению Томаса де Ваала, даже принимая в расчет, что здесь учтены не только погибшие в перестрелке, но и умершие от переохлаждения, эта огромная цифра затмевает данные о потерях за всю историю войны в Нагорном Карабахе. Ответная стрельба азербайджанцев была незначительной и никоим образом не может служить оправданием хладнокровного убийства в открытом поле сотен беспомощных мирных жителей, в том числе и детей.

Данные о числе заложников

Как сообщает «Мемориал», по сведениям, полученным от обеих сторон, к 28 марта 1992 г. азербайджанской стороне было передано свыше 700 пленных жителей Ходжалы, задержанных как в самом городе, так и по пути в Агдам. Основную массу среди них составляли женщины и дети.

Согласно показаниям жителей Ходжалы, женщины, дети, так же как и мужчины, содержались в качестве «обменного материала». Эти показания подтверждаются личными наблюдениями представителей «Мемориала»: на 13 марта в гскеране еще находились в качестве заложников жители Ходжалы, в том числе женщины и молодые девушки. Имеются достоверные свидетельства о том, что женщины насильственно удерживались в Аскеране и позднее этой даты (28 марта).

В письме азербайджанского правительства на имя генерального секретаря ООН в 1994 году был приведен список из 82 азербайджанских детей, взятых в заложники армянскими военными, в том числе 19 детей в Ходжалы.

Захват и удерживание в качестве «заложников» мирных жителей Ходжалы, в том числе женщин, находится в явном противоречии с декларированной властями НКР готовностью безвозмездно передать азербайджанской стороне всех мирных жителей Ходжалы. Условия содержания «заложников» были крайне неудовлетворительны, имело место насилие над удерживаемыми жителями Ходжалы.

Участие военнослужащих

366-го мотострелкового полка в штурме Ходжалы

В Степанакерте был расквартирован 366-й гвардейский мотострелковый полк расположенной в Гяндже 23-й гвардейской мотострелковой дивизии войск СНГ. По данным ряда сторонних источников, отдельные военнослужащие 366-го полка принимали участие во взятии Ходжалы; при этом отмечается, что, предположительно, они действовали без приказа командования.

Факт участия военнослужащих 366-го полка в штурме Ходжалы был отмечен в докладах нескольких правозащитных организаций.

«Мемориал»: «По утверждению практически всех беженцев из Ходжалы, в штурме города принимали участие военнослужащие 366-го полка, причем некоторые из них входили в город… По сведениям, полученным от армянской стороны, в штурме города принимали участие боевые машины 366-го полка с экипажами, обстреливавшие Ходжалы, но не входившие непосредственно в город. По утверждению армянской стороны, участие военнослужащих в боевых действиях не было санкционировано письменным приказом командования полка».

Human rights Watch: «Обстоятельства нападения у Нахичеваника на людей, бежавших из Ходжалы, показывают, что армянские силы и военнослужащие 366-го полка СНГ (которые, очевидно, действовали не по приказу своих командиров) умышленно проигнорировали это ограничение на нападение, предписываемое обычным правом». Хотя вначале пресс-центр ОВС СНГ категорически опровергал сообщения об участии 366-го полка в боевых действиях, 11 марта 1992 года газета «Красная звезда» подтвердила факт участия военнослужащих 366-го полка в боевых действиях. А при эвакуации личного состава полка десантники на выбор проверили несколько военнослужащих и обнаружили у них большие суммы денег, в том числе и в иностранной валюте.

В обращении Национального совета Верховного совета (Милли меджлиса.Ред.) Азербайджанской Республики к парламентам государств мира утверждалось, что вооенослужащие 366-го полка принимали участие во взятии Ходжалы в соответствии с полученным от командира полка приказом.

Юрий Гирченко, служивший в начале 1992 года в 97-м отдельном инженерно-саперном батальоне, расквартированном в Агдаме, отмечает, что в штурме принимали участие военнослужащие 366-го полка, в основном, армянской национальности: «Командир второго батальона, почти все офицеры, а также все прапорщики в батальоне были армянами. В эту ночь они собрали всех солдат-армян в полку, а также несколько добровольцев других национальностей и приступили к совместному штурму Ходжалы.

Журналист Томас де Ваал отмечает, что «после той позорной роли, которую сыграл 366-й полк при взятии Ходжалы, из Москвы поступил приказ вывести его из Карабаха». В первых числах марта личный состав был эвакуирован переброшенными в регион десантниками по воздуху на базу ЗакВО в Вазиани, Грузия. 10 марта 1992 года полк был расформирован.

Около ста военнослужащих полка остались в военном городке в Степанакерте (прим. ред.), в их числе и командир 2-го мотострелкового батальона майор Сейран Оганян (впоследствии вступивший в один из отрядов карабахских сил самообороны, занимавший должность министра обороны в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике, а ныне занимающий пост министра обороны Республики Армения).

Международно-правовая оценка и реакция

В письменной декларации №324 30 членов Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) заявили, что «26 февраля 1992 года армяне вырезали население Ходжалы и полностью уничтожили город», и обратились к ассамблее с призывом признать резню в Ходжалы частью «геноцида, проводимого армянами против азербайджанского населения». В 2010 году Парламентская ассамблея Организации Исламская конференция приняла документ, согласно которому парламентам 51 государства рекомендовано признать ходжалинскую трагедию преступлением против человечности. Ежегодно с 2002 года беженцы из Ходжалы посылают воззвание к ООН, Совету Европы и ОБСЕ по ходжалинскому геноциду.

По мнению авторов специального исследования, ряд канадских и других западных средств массовой информации пытались приуменьшить масштабы трагедии и значимость события, в котором мусульмане были жертвами. Так, во время освещения событий, в которых армяне были жертвами, журналисты, как правило, подчеркивали религиозную принадлежность армян и азербайджанцев, однако при освещении событий в Ходжалы религиозный аспект всячески замалчивался, данные о количестве жертв назывались неясными, отрицанию произошедшего армянской стороной давалось предпочтение, а в редакторских колонках старались не комментировать резню, к которой относились как к событию второстепенной важности и обычно освещали в самом конце статей.

Азербайджанская община Чехии заявила, что, по ее мнению, судьба Ходжалы похожа на судьбу чешского города Лидице, который в 1942 году был полностью уничтожен немецкими войсками. Лидице и Ходжалы стали побратимами.

Каждый год во многих странах мира проходят мероприятия, посвященные ходжалинской резне.

 

 

Азербайджанские известия. – 2012.  -25 февраля.  – С. 2.