К вершинам красоты
Первым холстом Али Шамси были прибрежные камни
«Моим первым холстом были камни, моей первой кистью — гвоздь. Я выцарапывал на камнях женщин», — так пишет художник Али Шамси в своей биографии. Женские образы и теперь довлеют над всеми прочими темами в его творчестве. Соперничать с ними могут разве что горные вершины — высокогорные пейзажи тоже одно из его излюбленных направлений. Что общего у этих двух тем, у женщины и у горной вершины? Сам художник отвечает на этот вопрос так: «Для завоевания обеих — и женщины, и горной вершины — нужно много времени и сил. Кроме того, обе они со временем грамотно отодвинут тебя от себя. А еще — и женщины, и горы особенно красивы на рассвете и на закате…».
Выпускник Азербайджанского государственного института искусств, член Союза художников Али Шамси известен своими полотнами и в Азербайджане, и за рубежом. Его резко характерная, узнаваемая творческая манера пленяла зрителей в галереях Германии, Франции, США, ОАЭ и других странах. Сейчас его полотна в цене, они хорошо раскупаются. В чем же секрет успеха произведений художника? Возможно, в искренности, которой веет от всех его работ, а еще — в удивительной жизненной цепкости, любви к бытию, которой они наполнены буквально до краев.
Немаловажную роль играет и тот факт, что творчество Али Шамси глубоко национально: поднимая вопросы общечеловеческого характера, он чаще всего дает на них ответы как житель древнего края, благодатного Азербайджана, как плоть от плоти своего народа. Это проявляется и в деталях изображаемого, и в общем настроении. Казалось бы, что такого необычного в лилово-алых гейчайских гранатах и старинном бабушкином пледе той же расцветки? Но будучи изображенными вместе, они дают нам зарисовку народного быта, за которой проступает нечто вневременное — любовь к Родине. То же самое можно сказать о полотне, на котором на фоне гор изображен конь яркой масти, шкура которого пламенеет в лучах заката. Простой пейзаж, скажете вы? Простой, да не совсем. Ведь конь этот — карабахский скакун, один из символов Азербайджана.
Уроженец горной местности, Али Шамси и поныне сохранил особую любовь к родным местам. Он увлекается альпинизмом, часто путешествует по хребтам. Причем и по «чужим»: побывал в Альпах, например, получил возможность сравнить. О своих впечатлениях рассказывает так: «Если верить Высоцкому, «лучше гор могут быть только горы». Я бы добавил — «только наши горы»… Лучше Большого Кавказа ничего на свете нет и быть не может!»
Но не только горами ограничиваются творческие командировки художника. Он объездил все уголки Азербайджана, и в каждом из регионов неизменно получает заряд вдохновения. Весна — его любимое время года. «Я считаю, что каждый художник весной должен бросить все и отправиться на пленэр, в какой-нибудь отдаленный район страны, чтобы поработать в непосредственной близости от матушки-природы, — говорит Али Шамси. — Посмотрите весной, например, на любой из садов, даже самый маленький. Это же настоящая живая палитра! Цветут вишня, слива, алыча, груша и многие другие плодовые деревья. И у каждого дерева — свой оттенок лепестков, своя форма, своя структура. Только успевай учиться у природы!».
Значит, секрет успешности творчества — в единении с окружающим миром? На этот вопрос Али Шамси, лукаво улыбаясь, дает неожиданный ответ: «Не только. Еще художник должен периодически влюбляться, мучиться, рвать на себе волосы от переживаний! Именно взлеты и спады чувств дают бесценный заряд творческих сил, ощущение истинной, полнокровной жизни».
Однако пейзажами, в том числе горными, а также самыми разнообразными женскими образами («Для меня все женщины прекрасны!» — говорит художник) творчество Али Шамси не ограничивается. Есть у него серия работ, которые можно назвать «слепками его души». Как правило, это абстракции. Они не предназначены для продажи и собираются в личной коллекции автора. У каждой — своя история, подчас мистическая. «В наш век, когда время невероятно спрессовалось, художник подобен мобильному телефону: он только принимает и передает некий месседж от неба к человеку, но сам, как правило, просто не успевает его сознательно осмыслить и опирается только на интуицию, на какие-то очень тонкие ощущения», — так формулирует Али Шамси принцип создания этих полотен.
Особенно впечатляет история создания одной из них. «Мне вдруг захотелось создать композицию с кругами, выстроенными в ряд, — вспоминает он. — И вот я встал к мольберту и начал писать такое полотно, очень странно при этом себя ощущая… Закончил. Выразил то, что должен был выразить. И лишь через несколько дней узнал, что в тот день, когда у меня родилась идея такой работы, в нашей Галактике как раз происходил парад планет…».
Так что творчество — это не только труд и наслаждение, но и прозрение.
Баннаева, Наиля
Азербайджанские
известия.- 2012.- 3 июля.- С.-3