Германия поддерживает усилия Минской
группы ОБСЕ и ЕС по мирному урегулированию карабахского конфликта
Герберт КВЕЛЛЕ, Чрезвычайный и Полномочный Посол ФРГ в Азербайджане: конфликта»
Федеративная Республика Германия — своего рода локомотив всей Западной Европы, который, обладая мощной экономикой, оказывает существенное влияние на финансово-хозяйственный комплекс всей еврозоны. Вместе с тем Германия ведет активную политику в отношении новых государств на постсоветском пространстве, в том числе и Азербайджана. О том, на какой стадии находятся эти отношения сегодня, каковы перспективы германско-азербайджанского сотрудничества, поделился в интервью агентству АПА Чрезвычайный и Полномочный Посол ФРГ в нашей стране Герберт КВЕЛЛЕ.
— Господин посол, как вы оцениваете сотрудничество между Азербайджаном и Европейским союзом в рамках программы «Восточное партнерство»?
— Германия является активным сторонником программы «Восточное партнерство». В соответствии с разделением функций в рамках Европейского союза, по программе «Восточное партнерство» конкретные переговоры ведет европейская служба по вопросам внешней политики. Страны — члены ЕС регулярно информируются о ходе переговоров, а также о любых возникающих проблемах. Я настроен оптимистично по поводу того, что любые оценки и ожидания, которые возникают в процессе переговоров, могут быть разрешены в духе взаимопонимания и доверия, превалирующих в отношениях между Азербайджаном и Европейским союзом.
— Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы экономического сотрудничества между Баку и Берлином в сфере энергетики? Каким вы видите будущее проекта Nabucco West, будет ли Германия вкладывать инвестиции в данный проект?
— Будущее двусторонних торгово-экономических отношений между нашими странами весьма оптимистичное. В 2011 году мы зафиксировали рост двустороннего торгового оборота с экспортом из Азербайджана (в основном нефть), которая достигла более 1,5 млрд евро, а также экспорт из Германии, превышающий 800 млн евро. Я уверен, что учреждение азербайджано-германской торговой палаты в Баку, соглашение о которой было достигнуто во время визита главы МИД Германии в Баку в марте этого года, будет способствовать росту немецких инвестиций в Азербайджан. Мы также видим позитивное развитие в нашем классическом «экономическом сотрудничестве»: в консультационной работе, осуществляемой GIZ — Германским обществом международного сотрудничества, а также в финансировании проектов со стороны KfW and DEG. В плане энергетики Германия заинтересована в диверсификации своих газовых поставок и поэтому поддерживает проекты в рамках Южного коридора. Немецкие компании инвестировали в конкурирующие проекты RWE и Nabucco, TAP. Насколько мне известно, проект будет выбран до июня 2013 года.
— В начале мая этого года наблюдалось некоторое напряжение в отношениях между Азербайджаном и Германией, сопровождающееся антиазербайджанскими статьями в немецкой прессе. Что, на ваш взгляд, стало причиной этой кампании и имеет ли она до сих пор негативное влияние на отношения между нашими странами?
— Я рекомендую вам прочитать мою статью, посвященную двадцатилетию дипломатических отношений между нашими странами, опубликованную 15 марта в газете «Yeni Azerbaycan», которую можно найти на немецком и азербайджанском языках на сайте немецкого посольства в Азербайджане.
Дата публикаций показывает, что напряжение началось гораздо раньше, чем в мае. Подобные материалы в немецкой прессе должны восприниматься как знаки различия менталитета и стадий исторического развития двух стран и народов. И было нелегко убедить правительство Азербайджана в том, что правительство Германии не стояло за негативными материалами об Азербайджане в немецкой прессе. Тем временем правительства двух стран пришли к соглашению о том, что развитие дальнейших отношений в духе дружбы и доверия в наших общих интересах. Основа для развития подобных отношений была заложена во время первой немецкой миграции в Азербайджан еще в 1819 году. Кстати, я очень впечатлен культурным наследием, которое демонстрирует Азербайджан и которое также можно наблюдать в Шамкире и Гейгеле, где в данный момент развернулись большие реставрационные работы.
— Как нынешний кризис в Европе, в частности в Греции и Испании, может повлиять на отношения между Азербайджаном и ЕС?
— В некоторых странах еврозоны наблюдается долговой кризис. Проще говоря, эти страны потратили намного больше, чем заработали, и сейчас столкнулись с проблемой рефинансирования долгов. Германия серьезно отнеслась к Лиссабонской повестке-2010 о том, что Европа должна стать самым конкурентным экономическим регионом в мире.
В структурные реформы Германии в последние десятилетия включены огромные флексибилизации на рынке труда и подъем пенсионного возраста с 65 до 67 лет. Это только несколько примеров. Мы достигли своей цели, но стали жертвами собственного успеха. Менее конкурентоспособные партнеры в еврозоне требуют нашей солидарности. Германия готова помочь, но есть разумные пределы. Мы не являемся официальным органом охраны еврозоны, которая должна рисковать собственным существованием в попытке спасти других. Мы, на данный момент, работаем над коррекцией некоторых конструктивных недостатков в еврозоне. Нам необходим более сильный политический союз, включая более эффективное единство финансовой и экономической ответственности. На сегодняшний день я не вижу никакого прямого воздействия происходящих в Европе финансовых коллизий на отношения между Азербайджаном и ЕС.
— Недавно в Баку прошел азербайджано-немецкий бизнес-форум. Как вы оцениваете результаты форума, какие договоренности были достигнуты?
— Я полагаю, вы говорите о визите бизнес-делегации из моего родного округа Северный Рейн-Вестфалия (СРВ), который является крупнейшим федеральным субъектом в ФРГ с наибольшей численностью населения (18 млн) и самой мощной экономикой (больше, чем в Польше). Экспорт из СРВ составил в 2011 году 10% всего немецкого экспорта в Азербайджан. «NRW-Invest» представила сторону, ответственную за привлечение иностранных инвестиций. Мы хотели бы иметь ощутимое присутствие ГНКАР в Северном Рейне-Вестфалии. «NRW International» сопровождает бизнесменов из СРВ в их торговых и инвестиционных исследованиях за рубежом. Я надеюсь, что интересы из обоих направлений: тех, кто ищет бизнес-партнеров в Азербайджане, и тех, кто ищет азербайджанских бизнес-партнеров в СРВ, могут быть удовлетворены в ходе интенсивных переговоров, которые AZPROMO помог провести в Азербайджане. Обычно невозможно получить немедленную обратную связь и конкретные результаты подобных визитов, но общая атмосфера была очень позитивной.
— Какие немецкие компании представлены в Азербайджане?
— На сегодняшний день в Азербайджане представлено около 50 немецких компаний. Полный список можно найти на веб-сайте немецко-азербайджанского экономического сообщества DAWF. Список включает в себя глобальные компании, такие как Lufthansa, и множество малых и средних предприятий. Кроме того, из общего числа — 120 членов ассоциации — некоторые немецкие компании числятся как азербайджанские.
— Как вы оцениваете туристические отношения между двумя странами? Способствовал ли конкурс «Евровидение-2012» росту интереса немецких туристов к Азербайджану?
— Азербайджан предлагает очень разнообразный ландшафт и может гордиться большим гостеприимством своего народа. Международный туризм чрезвычайно конкурентоспособен и чувствителен. Азербайджан имеет потенциал развития туризма. Однако турист до сих пор испытывает недостатки в ожидании европейских стандартов. Я считаю, что «Евровидение» создало некоторое любопытство в дальнейшем изучении Азербайджана. Однако если страна хочет привлечь европейских туристов, визы должны быть отменены. Они представляют собой серьезное препятствие.
— В этом году комитет по внешней политике фракции Христианско-демократического союза принял документ по Нагорному Карабаху, призвав федеральное правительство Германии принять определенные действия по разрешению конфликта. Планируется ли обсуждение этого документа на уровне всего Бундестага и будет ли принята резолюция по данному вопросу в будущем?
— Федеральное правительство Германии поддерживает все усилия для мирного урегулирования конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ и ЕС. Бундестаг является государственным органом, который решает свою повестку дня самостоятельно. Поэтому, к сожалению, у меня нет ответа на ваш вопрос.
Азербайджанские
известия.- 2012.- 19 июля.- С.-1.