Ильxaм ШАБАН, руководитель Центра нефтяных исследований Азербайджана: «В конце июня выбор может быть сделан в пользу Nabucco CiP» 

 

Реализация транснационального газопроводного проекта Туркменистан—Афганистан—Пакистан—Индия (ТАПИ), который находится на стадии обсуждения странами — участницами проекта, упирается в определенные сложности, связанные с вопросами финансирования и транзита, заявил в интервью агентству «Новости-Азербайджан» руководитель Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильxaм ШАБАН.

— Что вы можете сказать о перспективах реализации проекта ТАПИ с учетом недавнего подписания Туркменистаном соглашения о поставках природного газа в Пакистан и Индию по газопроводу через Афганистан? Каковы перспективы реализации проекта?

— В данном соглашении отсутствуют два основных пункта, необходимых для реализации указанного проекта. Во-первых, пункт о цене, купле-продаже газа между продавцом и потребителем. Во-вторых, пункт об условиях транзита газа. До тех пор, пока по этим пунктам не будут подписаны коммерческие соглашения, говорить о реализации проекта преждевременно. И если эти вопросы будут затягиваться на неопределенные сроки, тогда вопрос реализации, так же как и в случае с проектом Nabucco, останется на бумаге.

— Недавно представитель Еврокомиссии Марлин Холцнер сообщила журналистам, что решение о строительстве газопровода Nabucco будет принято консорциумом его участников уже в конце июня текущего года. По-вашему, чего ждать по результатам решения?

 — Консорциум «Шахдениз» анонсировал, что до 30 июня объявит очередное слабое звено в выборе маршрута в европейском направлении. В частности, я полагаю, что представитель комиссии объявит о решении относительно выбора между Nabucco-West и CiP. И если будет принято решение в пользу CiP, то станет ясно, что Nabucco можно отправить в исторический архив на долгое время.

 — А что вы сами прогнозируете по этому поводу? В чью пользу может быть вынесено решение консорциума с учетом недавнего отказа Госнефтекомпании Азербайджана и ВР от Nabucco-West?

— Я думаю, что на 80% из 100% возможных будет принято решение в пользу Nabucco CiP. В то же время отмечу, что в случае реализации Транскаспийского газопровода на рынке может появиться дополнительно 20-30 млрд кубометров газа, а для транспортировки этого объема необходимо построить совершенно новые коммуникации, а значит, и формулировать новые взаимоотношения между поставщиками и транзитерами.

 — По какой причине Азербайджан отказался от участия в проекте ITGI? И что вы думаете о намерениях Греции и Италии, которые торпедируют идею продвижения проекта?

— Азербайджанскую сторону не устроили условия транзита через территорию Грецию, и с учетом этого мы отказались от участия в проекте. Изначально проект ITGI (газопровод Турция—Греция—Италия) планировался для транспортировки азербайджанского газа в Европу, но в феврале текущего года консорциум «Шахдениз», разрабатывающий азербайджанские месторождения, заявил о намерении отказаться от этого маршрута. Во всяком случае, в греческой газовой компании DEPA считают, что если проект не заинтересует никого другого, он может понадобиться российскому «Южному потоку», поскольку он важен с любой точки зрения, какой бы газ по нему ни шел.