Наука любить кино 

 

Фильмам талантливого режиссера Расима Исмайлова не грозит забвение

 

С того дня, когда в одном из залов Музейного центра Министерства культуры и туризма по инициативе Госфильмофонда Азербайджана и лично его руководителя Джамиля Гулиева состоялся юбилейный вечер памяти талантливого кинорежиссера Расима Исмайлова, прошло несколько дней. Но и сегодня хочется вспоминать, что там происходило, а более всего думать о том, как хорошо, что есть личности, к которым неизменно благосклонна память соотечественников.

Идея показать бережно сохраняемые в богатейшем собрании работы широко известного мастера азербайджанской культуры, а также выслушать воспоминания деятелей кино, с которыми Расим Исмайлов работал, дружил или просто был знаком, была предсказуемой. Однако имеющиеся материалы и свидетельства никак не вмещались в рамки традиционных представлений о формальных, дежурных «мероприятиях», и происходящее послужило неким началом большого разговора наедине с собой, уже за стенами этого зала, для каждого из участников, у кого в жизни был свой Расим Исмайлов.

О чем? О том, как дорог нам этот человек с романтической душой, деятель кино, в условиях железобетонных ограничений находивший, о чем и как следует говорить с современниками, и как он был услышан. Мастер, чьи произведения не подвержены забвению, а с годами становятся все более любимыми, для кого-то даже судьбоносными.

Помнится, к концу 90-х годов прошедшего века, когда политический и экономический кризис сломал наши представления об элементарных способах общения с произведениями искусства и мало-помалу отменил привычку ходить в кинотеатры, на мой вопрос о судьбе его фильмов Расим с теплой улыбкой, может быть, несколько застенчиво, ответил: «Я не жалуюсь! Мои фильмы, в частности детские, до сих пор часто показывают по телевидению. Их знают и нынешние зрители — взрослые и дети».

Период, когда происходила наша беседа, не был самым плодотворным в творческой биографии Расима, но он говорил не о событиях, а о своем отношении к ним, и это более всего характеризовало его как влюбленного в работу профессионала. В те дни по заказу юбилейной комиссии по проведению 1300-летия «Китаби Деде Коркуда» на киностудии «Азербайджанфильм» начинались съемки 30-минутного документального фильма об этом эпосе. Снятый более 20 лет назад художественный фильм «Деде Коркуд», с успехом демонстрировавшийся во многих странах, в свое время Расим Исмайлов снимал как оператор. Теперь вместе с руководителем «Азеркиновидения» он выступал в роли режиссера. Им предстояло по сценарию Анара снять ленту, которая должна была рассказать о вечно живом памятнике древней культуры языком документов.

«Новый фильм будет называться «Мир Деде Коркуда», — рассказывал он. — Это значит, что мы постараемся показать как бы параллельно существующие два мира: тот, что изображен в эпосе, и нынешний, свято хранящий те древние ценности, — язык, обряды, все, что говорит о вечности главных открытий человечества. Известно, что варианты эпоса хранятся в Дрездене и Ватикане, немало интересного можно найти о нем в турецком городе Байбурт, но не знаю, удастся ли нам съездить туда, хотя очень нужно, — фильм-то документальный… Посмотрим, какие удастся получить средства».

А еще признавался, что все его фильмы — о том, что волнует соотечественников. И едва начались карабахские проблемы, снял по сценарию супруги Надежды Исмайловой художественный фильм «Ловушка», сюжетом которого послужили подлинные события.

«Задумок много, — говорил он, — а сидеть без работы я не привык. Без кино жизнь потеряет для меня смысл. И когда нет съемок — пишу книгу «Беседы о кино», адресованную кинематографической молодежи, надо же передать опыт работы в области кино и телевидения».

Организуя юбилейный вечер, Джамиль Гулиев пригласил мастеров азербайджанского кино, которые вместе с Расимом участвовали в создании лент, волнующих и сегодняшних зрителей, в том числе и новое поколение малышей, открывающих мир и только сейчас испытывающих их «воспитательное», а значит, эмоциональное, нравственное и эстетическое воздействие.

В зале как раз и оказались те, кто по-настоящему любит и хорошо знает азербайджанское кино, частью которого стал такой светлый, чистый человек, как Расим Исмайлов. Они делились воспоминаниями о нем — всегда на редкость искренними, предметными. И, используя маленькую трибуну для большого разговора о том, как создавалось, росло и обретало статус наше кино, благодарили Расима за науку любить и понимать кино, которое многих из них сделало знаменитыми.

Одно за другим назывались имена и высвечивались проектором на экран кадры из вошедших в историю кинематографа работ Расима, запечатлевшие знаменитых актеров, режиссеров, писателей, сценаристов. Фахраддин Манафов, Лейла Шихлинская, Гасан Сеидбейли, Гасан Турабов.

Череда кадров позволяет зримо представить, как после окончания ВГИКа в Москве Расим Исмайлов 16 лет работал на студии «Азербайджанфильм» кинооператором и снимал фильмы практически со всеми известными азербайджанскими режиссерами.

Первой режиссерской работой стал заказанный в 1977 году Центральным телевидением СССР фильм-сказка «Лев ушел из дома» — тогда в одной бакинской семье жил самый настоящий лев по имени Кинг, и при участии такого необычного актера Расиму довелось сделать ленту, ставшую бестселлером.

А еще детворе очень нравится фильм «Асиф, Васиф, Агасиф» — истории из его детства, ведь в его семье росли четыре брата с похожими именами — Расим, Рамиз, Рафис и Раис, с которыми случались разные забавные происшествия.

Много души вложил Расим в такие картины, как «Структура момента» и «Деловая поездка» по сценариям Рустама Ибрагимбекова, «Я любил вас больше жизни» о генерале Ази Асланове, «Частный визит в немецкую клинику»…

Выступавшие на фоне исторического экскурса в наше кино режиссеры Эльдар Кулиев, Огтай Миркасимов, актеры Амалия Панахова, Рафик Азимов, оператор Кянан Мамедов, композиторы Рухангиз Касумова и Азер Дадашев делились переполнявшими душу чувствами, потому что воспоминания отсылали их и сидевших в зале в атмосферу радости и дружеского общения: Расим мог справляться и с лавиной проблем, не отягощая окружающих, оберегая достойных и поддерживая тех, кому трудно.

Выступил и родной брат РасимаРафис. Народный художник Азербайджана, связавший свою творческую судьбу с кино, он сегодня снимает уже 38-й фильм. «Посланник рассвета» — о М.Ф.Ахундове, как всегда, у Рафиса — судьбоносная, добротная лента. Конечно же, особенно трепетно прозвучали слова Надежды Исмайловой — супруги Расима, в гармонии и любви прожившей десятилетия рядом с ним.

Мне тоже было что сказать о Расиме. И не как о профессионале — об этом щедро сказали другие. Сквозь застилавшие глаза слезы мне виделся по-летнему босоногий мальчик, живший вместе с мамой, папой и тремя братишками за нашей общей стенкой. Тот, кто на правах старшего, раньше других освоившего азбуку, был обязан читать младшим вслух и комментировать прочитанное. То, о чем так восторженно говорили коллеги, мне представляется в образах далекого военного и послевоенного детства. По сей день мне думается, что нашими учителями во многом были семейные устои, генетическая добропорядочность родителей, совестливые, эрудированные, авторитетные учителя, участливые отношения между соседями и, конечно же, добрые книги о смелых и гордых людях.

Сформировав в юношеские годы представление о кодексе чести и главных ценностях жизни, великие книги научили Расима, как и его ровесников, дружить и любить людей, а сделав тружениками и увлеченными профессионалами, освободили еще и от злобы, чтобы не мешала жить в ладу с собой и с миром. Так, как это удавалось Расиму Исмайлову. 

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

 

Азербайджанские известия. – 2012. – 13 июня. – С. 3.