«В единстве сила, и голос звучнее» 

 

        Халил Акынджы, генсек Совета по сотрудничеству тюркоязычных государств: Генсек Совета по сотрудничеству тюркоязычных государств Халил Акынджы проблемами Центральноазиатского и Кавказского регионов интересуется со времен Советского Союза. Эксперт НАТО по СССР, он был послом в разных странах. Организация, которую он представляет, объявила своей целью поддержку инвестиций, транспортного сообщения, предпринимательства. Будучи в Бишкеке, куда Халил АКЫНДЖЫ прибыл для участия в третьем заседании Парламентской ассамблеи тюркоязычных государств — ТюркПА, объединяющей Турцию, Азербайджан, Казахстан и Кыргызстан, он дал интервью местному агентству «24.kg».

— Что представляет собой ТюркПА? Кого вы объединяете и зачем?

— Раньше тюрки объединялись, только воюя. Нахчыванское соглашение, под которым подписались члены ТюркПА, — первое добровольное объединение. Сегодня только две тюркоязычные республики не присоединились к организации: Туркменистан и Узбекистан. Мы занимаемся поддержкой экономики, некоторыми культурными проектами. Например, для нас важно уделить внимание наземному сообщению между нашими странами. Вот на Каспии всего два парома, и фуры скапливаются во множестве. А особенность центральноазиатских государств в том, что они зажаты сушей, и чтобы достичь моря, приходится преодолевать слишком большие расстояния. Поэтому мы приветствуем строительство железной дороги Китай—Узбекистан—Кыргызстан.

— Какие интересы превалируют в организации?

— Прежде всего внешняя политика тюркских республик и вопросы образования. В Нахчыванском соглашении в преамбуле сказано: в миролюбивой среде проводить единую политику. В единстве сила, и голос звучнее.

— Пытаетесь ли вы корректировать ориентиры внешней политики других стран?

— Мы будем искать точки соприкосновения. У нас есть совет глав государств, которые в постоянном поиске, обмене мнениями. У нас миролюбивое сотрудничество.

— Вы каким-то образом поддерживаете религиозную деятельность, возможно, это помощь мечетям или строительство медресе?

— Нигде не указано, что тюрки — мусульмане. Каждое государство — светское. И у Турции нет намерения разыгрывать исламскую карту.

— А что конкретно от сотрудничества с вашей организацией получит каждая из стран, например Кыргызстан?

— Во-первых, Кыргызстан не будет одинок. В общей сложности нас уже будет 135 миллионов.

— А кроме лекарства от одиночества, какие Кыргызстану выгоды? Скажем, экономические?

— Кыргызстан — наименее развитая страна. Есть проекты, задумки, но они должны сначала пройти утверждение. Ведь даже ребенок рождается через девять месяцев...

— А Османскую империю есть намерение воссоздать?

— Между анатолийскими тюрками и центральноазиатскими — тысячи лет. И еще Иран. Мы не собираемся восстанавливать Османскую империю. Наша внешняя политика очень реалистична. Из Османской империи вышло 36 государств: Молдова, Албания, часть Хорватии, Греции, Болгария, часть Украины и Армении, Азербайджан, Грузия, Ливия, Сирия, Кувейт и даже Чад. Как их соберешь? 

 

Азербайджанские известия.-2012.- 19 июня.- С.1-2