Экономика и финансы  Сабит БАГИРОВ, директор Центра экономических и политических исследований: Не сомневаюсь, что проект TANAP будет рентабельным 

 

Инициированный Баку азербайджано-турецкий Трансанатолийский газопровод (TANAP), протянувшись с востока на запад Турции до границы с Болгарией или Грецией, станет составной частью проекта «Южный газовый коридор». По нему предполагается транспортировать на европейский рынок газ из разных источников, прежде всего с азербайджанского газоконденсатного месторождения «Шахдениз» на Каспии. Минимальная пропускная способность трубопровода, как ожидается, составит 16 млрд. кубометров в год. Начало работы газопровода запланировано на 2017 год. Директор независимого Центра экономических и политических исследований Сабит БАГИРОВ в интервью ИА Salamnews ответил на ряд вопросов, связанных с реализацией данного проекта.

— Как вы оцениваете рентабельность TANAP с точки зрения экономической целесообразности?

— Я не сомневаюсь в том, что проект будет рентабелен с учетом имеющихся приемлемых условий его реализации. В то же время не возьмусь называть конкретные цифры. Я полагаю, что в любом случае они будут достаточно приемлемыми.

— Много ли рисков ожидается в процессе реализации проекта?

— Риски есть, причем они в основном регионального характера. И если в регионе ничего экстраординарного не произойдет, то данный проект должен быть также успешно реализован как газопровод Баку—Тбилиси—Эрзурум.

— Может ли TANAP оказать влияние на рост конкуренции на европейском газовом рынке?

— В принципе допускаю. Хотя для европейского потребителя чем больше источников поставок, тем для них вопросы энергетической безопасности решаются в большей степени. Поэтому есть все основания предполагать, что конкуренция на еврорынке может возрасти.

— В таком случае, в какой степени данный проект может обеспечить коммерческий спрос в Европе на азербайджанский газ?

— Если взять во внимание, что объемы поставок по этому газопроводу не столь велики, то это все-таки будет иметь определенное значение для некоторых стран Европейского союза, в частности для Болгарии, Румынии и Греции. Для этих стран проект будет иметь конкретную значимость. А в целом для Европы объемы, конечно, не настолько значительные. Тем не менее, Трансанатолийский газопровод, который протянется с востока на запад Турции до границы с Болгарией или Грецией, станет составной частью проекта «Южный газовый коридор».

— Будет ли задействована в проекте вторая фаза газоконденсатного месторождения «Шахдениз»?

— Думаю, да.

— Полагаете ли вы, что соглашение между Азербайджаном и Турцией по данному проекту может подтолкнуть Туркменистан к присоединению к Транскаспийскому газопроводу? И как это скажется на взаимоотношениях с Россией?

— Туркменистан очень медленно, но все же продолжает проявлять интерес к проекту Транскаспийского газопровода. Соответствующие переговоры идут и, думаю, нет серьезных оснований для их торможения. Что касается России, то с учетом ее недовольства из-за возможной реализации проекта ее отношения с Туркменистаном могут осложниться еще больше. Однако с учетом того, что у каждой страны свои интересы, это вполне объяснимо.

— Может ли TANAP потенциально вмещать дополнительные объемы из Туркменистана и какие возможности это откроет для Азербайджана?

— Если на этапе проектирования определено, что мощность газопровода должна обеспечить поставку и туркменского газа, то это будет сделано. Но пока Азербайджан не определился до конца с проработками технических параметров, поэтому однозначно утверждать это сложно.

 

Азербайджанские известия.- 2012.- 19 июня.- С.- 2