Ресурсы будущего 

 

У Азербайджана есть все шансы оказаться

в числе лидеров по экспорту глобальных

источников энергии

В Баку при финансовой и организационной поддержке нескольких структур состоялась I международная конференция «Потенциал глубокозалегающих углеводородов: будущие энергоресурсы — реальность и прогнозы». Ее участники обсудили актуальные проблемы поиска углеводородов на больших глубинах, оценку углеводородных ресурсов и перспектив нефтегазоносности Южного Каспия и Предкавказья, историю разведки в глубоководной части Мексиканского залива (США), новейшие разработки в области моделирования нефтегазоносных систем и т.д.

В числе спонсоров столь представительного форума, в котором приняли участие ученые и специалисты из США, России, Германии, Франции, Великобритании, — Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКР), BP-Azerbaijan, Институт геологии НАНА, Азербайджанская государственная нефтяная академия, Институт проблем нефти и газа Российской академии наук (РАН), Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина.

Открывая конференцию, директор Института геологии НАНА, академик Акиф Ализаде заявил, что, несмотря на очень хорошие перспективы наличия нефти на больших глубинах в Южно-Каспийской впадине, необходимо превентивно начинать поисковые работы, не дожидаясь выхода из эксплуатации разведанных и разрабатываемых месторождений нефти и газа. При этом он особо отметил, что научный инструментарий для обоснования таких работ должен быть создан заблаговременно.

Не только нефть,

но и газ

Недавнее успешное бурение сверхглубоких (до 10,5 км) скважин в Мексиканском заливе и открытие крупных залежей нефти на таких глубинах повышают оценки нефтегазоносности и Южно-Каспийской впадины. «Ведь эта впадина, — пояснил академик Ализаде, — по своей структуре обладает в два раза более высокой вероятностью наличия запасов нефти и газа на больших (до 12 км) глубинах, чем Мексиканский залив. И это позволяет, как минимум, в два раза, по сравнению с текущими, увеличить оценки запасов Азербайджана».

По словам первого вице-президента ГНКАР Хошбахта Юсифзаде, подтвержденные запасы эксплуатируемых месторождений Азербайджана оцениваются в 2,775 млрд тонн нефтяного эквивалента, а оценочные запасы исследуемых месторождений и структур — 2,55 млрд тонн. «Азербайджан имеет потенциал для нахождения новых месторождений нефти и газа, — заявил Юсифзаде, — что увеличит его углеводородные запасы до 10 млрд тонн нефтяного эквивалента — 6 трлн кубометров газа и 4 млрд тонн нефти. А при проведении поисковых работ на больших глубинах потребуются применение метода бассейнового моделирования, разработка новых методических приемов разведочных и буровых работ». Он также отметил, что в 1996-2011 годах совместно с иностранными компаниями были пробурены 34 скважины, на 159 тыс. метров выполнены буровые работы.

По мнению экспертов, эксплуатируемые и разведываемые месторождения позволяют Азербайджану удерживать текущий уровень добычи нефти и газа в течение 30-40 лет. Если блок «Азери-Чираг-Гюнешли» и месторождение «Шахдениз» обеспечили текущий уровень добычи на 10-20 лет, то разведываемые месторождения и перспективные структуры — еще на 10-20 лет. В дальнейшем нужно обеспечить прирост запасов, резюмируют они.

Согласно планам ГНКАР, в 2011-2015 годах добыча нефти в стране будет колебаться у целевого уровня 50 млн тонн в год, добыча газа будет иметь формальный рост, который резко ускорится после 2017-го, выйдя в перспективе на ежегодную отметку в 50 млрд кубометров.

В последние годы Азербайджан, который всегда был известен в качестве нефтяной страны, стал еще и экспортером газа. В частности, страна транспортирует газ в Турцию, Грузию, Россию, а также рассматриваются возможности поставок азербайджанского газа в Европу. Сегодня продолжается успешная разработка блока месторождений «АзериЧирагГюнешли» и газоконденсатного месторождения «Шахдениз», с которого ежесуточно добывается 25 млн кубометров газа.

Стратегии добычи

Открытие в Мексиканском заливе гигантских месторождений нефти «Тьюпи» и «Тибр» на глубине 8, 10 км, в Южно-Каспийской впадине промышленных месторождений углеводородов на глубине до 7 км и более подтвердили предположения о нефтегазоносности больших глубин. В интервале от 4,5 до 8,1 км уже разрабатываются более тысячи зарубежных месторождений нефти и газа, причем их начальные суммарные извлекаемые запасы, соответственно, составляют 70% от мировых запасов нефти и 25% от запасов газа. На этих глубинах в Египте, Италии, Мексике, Франции и США разведано около 47% их общих запасов газа, а в интервале от 4,5 до 6,7 км в Аргентине, Италии, Ливии, Мексике, США и Тринидаде-Тобаго — более 30% текущих извлекаемых запасов нефти.

Нефтегазовая промышленность сейчас придерживается двух различных стратегий развития. Первая — это повышение эффективности извлечения углеводородов из уже разрабатываемых месторождений, из которых, как правило, удается получить только 30-40% нефти. Считается, что за счет увеличения коэффициента нефтегазоотдачи на 10% мировое сообщество могло бы иметь дополнительные триллион баррелей нефти, то есть почти удвоить запасы.

Вторая стратегия — это проведение разведочных работ на новых, еще неразведанных глубоководных (более 1 тыс. м) частях океанов, которые покрывают приблизительно 70% поверхности Земли. Начало поисков на подводных континентальных окраинах глубоких океанских бассейнов было стимулировано развитием инженерной технологии, позволяющей бурить при больших глубинах. «В сущности это достаточно рискованное и дорогое предприятие, — говорит руководитель отдела геологии и геохимии нефти и газа Института геологии, доктор геолого-минералогических наук, членкор НАНА Акпер Фейзуллаев, — поскольку одна глубоководная поисковая скважина стоит от $80-120 до 200 млн, что на несколько порядков больше, чем типичная скважина на суше».

Коммерчески

жизнеспособная задача

Тем не менее политическая и экономическая действительность (высокий уровень цен и рост потребления нефти) делает, по мнению Фейзуллаева, глубоководные поиски коммерчески жизнеспособной задачей. Это находит свое подтверждение и в открытии крупных месторождений нефти в глубоководных частях океанов (в Мексиканском заливе, на шельфе Бразилии и Африки). И промышленная нефтегазоносность на глубинах более 4,5 км и глубже уже установлена в 50 с лишним нефтегазоносных областях мира.

Как известно, основной экономической базой Азербайджана считаются углеводороды нефтегазовых месторождений Южного Каспия. Многочисленные месторождения нефти, газа и конденсатов в акватории все более усиливают интерес к Южно-Каспийскому бассейну. Наряду с открытыми практический интерес представляют и поиски новых нефтегазовых скоплений. Одним из высокоперспективных районов специалисты называют Бакинский архипелаг, охватывающий его западный борт.

По оценкам специалистов, перспективы нефтегазоносности Бакинского архипелага носят региональный характер. Об этом свидетельствуют действующие грязевые вулканы, которые при извержении выносят из глубин нефтенасыщенные породы. Так, среди твердых выносов островного вулкана Гил были обнаружены песчаные породы с сильным запахом бензина. Со следами углеводородов были также и обломки пород при извержении грязевого вулкана Сабаил. Эти факты могут служить доказательством наличия нефтегазовых скоплений в нераскрытых пока бурением глубоких горизонтах отложений в пределах Бакинского архипелага. А анализ геолого-географического материала, особенно изучение грязевых вулканов, позволяет определить перспективы нефтегазоносности глубокозалегающих отложений архипелага, заключают ученые

 

Алиева, Галиа

 

Азербайджанские известия.- 2012.-20 июня.- С.-2