Возвращение шедевра 

 

«Барышня и Хулиган» Д.Шостаковича — вновь на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета

Состоялась анонсировавшаяся премьера балета «Барышня и Хулиган», и, судя по благоговейной тишине и вниманию зала к тому, что происходило на сцене, а также по бурным и продолжительным аплодисментам, зрители с благодарностью приняли новую работу труппы.

Впервые поставленный в Малом академическом ленинградском театре оперы и балета в 1962 году спектакль «Барышня и Хулиган» балетмейстер Константин Боярский лично «перенес» на сцены 28 театров Союза, и уже с 1966-го его с восторгом приняли в Баку. Почти четверть века бакинцев восхищала рассказанная языком танца и эмоций история о том, как на окраине рабочего городка орудует банда задиристых беспризорников, терроризирующих округу. То обстоятельство, что самый яркий из них — Хулиган — влюбился в хрупкую девушку, оказавшуюся новой учительницей, ватага восприняла как беспрецедентное нарушение их кодекса чести. Едва найдя силы признаться в своем испепеляющем чувстве, и, кажется, понятый, наконец, Барышней, Хулиган погибает от ножевой раны, нанесенной Вожаком — непререкаемым авторитетом и завсегдатаем ресторана с сомнительной репутацией. Он не прощает своим «маленьким рабам» «самостоятельности». И, едва ощутив на устах поцелуй такой недосягаемой возлюбленной, счастливый Хулиган умирает у Барышни на руках.

Немало для того, чтобы зрители приняли к сердцу эту поистине неувядающую хореографическую классику и устроили восторженный прием исполнившим заглавные партии актерам театра Джамиле Керимовой, Гюльагаси Мирзоеву и их коллегам.

Диву даешься, как Джамиля с помощью не только непогрешимо исполненных танцевальных па в вариациях и дуэтных сценах с партнером, но и внутренних эмоций рисует юную героиню, сумевшую разглядеть в Хулигане нежную романтическую душу и способность на большую любовь. Все это оказалось по силам выпускнице Бакинского хореографического училища по классу народной артистки Азербайджана Тамиллы Ширалиевой, прошедшей в течение одного учебного года стажировку в Московской государственной академии хореографии при Большом театре России и успевшей за неполный нынешний сезон в теперь уже своем театре станцевать вслед за коронной партией в «Лебедином озере» еще и две премьеры.

Истинным откровением стало мастерское исполнение роли Хулигана заслуженным артистом Азербайджана Гюльагаси Мирзоевым, которого буквально окрыляет работа над все более сложными партиями. Ведь необузданного, испепеляемого страстями мальчишку Гюльагаси Мирзоев играет в рамках репертуара, состоящего для него из таких партий, как граф Альберт в «Жизели», принц в «Лебедином озере», Раб в «Шахерезаде» и другие.

Конечно, все это судьбоносные для творческих биографий танцовщиков особенности их таланта — щедрость самоотдачи, индивидуальность и абсолютная преданность профессии. Но как забудешь, что их союзниками и путеводителями в освоении такого сложного материала стали музыка выдающегося композитора Дмитрия Шостаковича и почерк талантливого балетмейстера Константина Боярского, средствами хореографического языка воссоздавшего историю кровожадного времени. Стоит заострить внимание на том, что действие балета «Барышня и Хулиган» происходит в 20-е годы ХХ века, и сразу становится понятным, что речь о малоисследованной эпохе глобальной разрухи, породившей миллионы бездомных, вычеркнутых из жизни людей.

У хореографа Константина Боярского к началу 60-х было несколько причин обратиться к теме беспризорных. С одной стороны, тут проснувшийся в обществе к 60-м интерес к своей недавней истории; с другой — потребность и забрезжившая возможность вернуть к жизни по разным причинам попавшие в архивы богатейшие материалы, в художественной форме отразившие катаклизмы тех дней. Скажем, написанный В.Маяковским сценарий вышедшего на экраны еще в 1918 году фильма «Барышня и Хулиган», где главную роль сыграл сам поэт. Знакомый с повестью Эдмондо Де Амичиса «Учительница рабочих», В.Маяковский по-своему, на советской почве, показал трагедию жертв революции и гражданской войны.

И, конечно же, вдохновляли хореографа остававшиеся невостребованными новаторские партитуры не удержавшихся на сцене в 1935 году балетов «Болт», «Светлый ручей» и «Золотой век» Дмитрия Шостаковича.

И смелая, созвучная времени музыка Д.Шостаковича дождалась своего часа. Для Боярского и артистов балета она стала союзницей, помогающей находить удивительно точные детали для характеристики персонажей и образа происходящих событий. Да так, чтобы средствами классической хореографии и элементов авангардного танца, не прибегая к помощи пантомимы, создать собственным воображением свою Барышню и своего Хулигана, способных делать людей тоньше, отзывчивее, честнее и добрее.

Называя любимой свою новую очень трудоемкую работу, Гюльагаси Мирзоев говорит, что роль Хулигана считают звездной и ностальгически вспоминают все, кому довелось ее исполнять. Тут он явно ссылается на опыт хореографа из Санкт-Петербурга Сергея Мохначева, в течение двух недель замечательно подготовившего нашу премьеру. — Когда администрация вашего театра предложила мне перенести на бакинскую сцену ставший классическим вариант К.Боярского, я испытал ощущение творческого полета, — признался Сергей Мохначев. Выпускник Ленинградского хореографического училища имени А.Вагановой он в 1984 году и сам исполнял партию Хулигана в МАЛИГОТе (ныне — Михайловский театр, где ныне работает помощником режиссера). Перед поездкой в Баку, рассказывает он, его напутствовали многие из танцовщиков, исполнявших эту звездную партию — все они с благодарностью судьбе вспоминают о той классической постановке, которую смело называют хореографическим шедевром. Получив приглашение из Баку, Мохначев по крупицам собирал в музее театра материалы, позволявшие возродить ту давнюю постановку в Баку — фотографии, эскизы декораций и костюмов художника В.Доррера. Руководители театра обеспечили все, что требовалось: в архиве сохранились ноты партитуры, расписанной для каждого инструмента, а артисты оркестра под управлением Джаваншира Джафарова за короткое время сделали все, чтобы достойно «прочитать» этот выразительный и не простой музыкальный материал. Быстро были изготовлены декорации, костюмы… Все получалось слаженно, все делалось со вкусом и ответственностью. А еще Сергей отметил с удовлетворением, что встретил здесь профессионалов, которые получают удовольствие от творческих поисков, с которыми интересно работать. Вот и получилось, что в репертуар вернулось произведение, делающее честь и труппе, и зрителям

 

Микеладзе Галина

 

Азербайджанские известия.- 2012.- 20 июня.- С.-3