По словам самих же армян, Армения истощена как экономически, так и морально

 

 Гюнель Анаргызы, писательница

Участившиеся в последнее время встречи представителей общественности Азербайджана и Армении — попытка установить диалог между конфликтующими сторонами, внести пусть небольшой, но все же вклад в мирное решение затянувшейся проблемы. Именно этой цели была посвящена и последняя из них, состоявшаяся в Лондоне под эгидой британской неправительственной организации International Alert. В них приняла участие и писатель Гюнель АНАРГЫЗЫ, которая поделилась своими впечатлениями в интервью 1news.az

— С 11 по 15 июня под эгидой британской неправительственной организации International Alert в английском городке Фарнхам и в Лондоне прошли ряд встреч в рамках «Диалога деятелей культуры Южного Кавказа», в которых вы приняли участие. Расскажите о них поподробнее.

— Британская неправительственная организация International Alert уже не первый год работает в нашем регионе. Но лично я познакомилась с ее представителями только в этом году. Дело в том, что в 2011-2012 годах при организационной, финансовой и в какой-то степени моральной поддержке этой организации писатели, поэты, художники и фотографы стран и непризнанных образований Южного Кавказа собрали и издали свои произведения в двух альманахах. Эти книги были изданы на русском языке в каждой отдельной стране — участнице проекта. В одном из альманахов вышел и мой рассказ. Предложил мне участвовать в этом проекте координатор с азербайджанской стороны, писатель Эльчин Гусейнбейли, за что ему отдельное спасибо. Весной этого года в Баку состоялась презентация альманаха, где я также приняла участие и познакомилась как с организаторами, так и участниками проекта. А в поездке на Британские острова из Азербайджана, кроме меня, участвовали писатели Эльчин Гусейнбейли и Юнус Огуз, поэт Салим Бабуллаоглу.

— Сколько человек представляли Армению? Насколько, если можно так выразиться, были адекватны ее представители?

— Из Армении было три человека, еще двое — жители Ханкенди. В целом наши встречи проходили в спокойной, конструктивной обстановке. Целью этих встреч было не выяснение отношений или еще большая конфронтация в сложившейся ситуации. Мы пытались наладить диалог в сфере культуры, литературы, найти какие-то точки соприкосновения именно в этих областях, минуя политику и какие-либо острые углы. Представители армянской стороны старались делать то же самое.

— Наверняка делегаты из Азербайджана и Армении затрагивали и тему нагорно-карабахского конфликта…

— Как я уже сказала, разговоров о конфликте мы старались избегать, так как мы не политики и в любом случае решение столь сложного вопроса — не наша задача. Наша позиция ясна: 20% азербайджанских земель оккупированы Арменией. Пока они не будут возвращены, ни на какие компромиссы мы идти не собираемся. Цель такого рода проектов иная. В ходе встреч мы пытаемся понять сегодняшнюю психологию, настрой, общее настроение людей, с которыми не общаемся очень долгое время и которых считаем врагами. Что изменилось за эти годы, на что готовы пойти мы и они, — вот что можно почувствовать в результате таких вот бесед на совершенно нейтральные, не касающиеся конфликта темы. Что каждый из нас лично может сделать, чтобы наладить диалог в сфере культуры? И вообще — нужно ли это нам? Таковы основные вопросы, которые обсуждались во время наших встреч.

— Заметили ли вы в позиции представителей Армении хоть немного конструктивизма и почву для того, чтобы в будущем суметь договориться о справедливом решении конфликта?

— Очень сложно ответить на этот вопрос однозначно. Но очевидно было одно: армянская сторона от конфликта устала. По словам самих же армян, Армения истощена как экономически, так и морально и в сложившейся ситуации жизнь людей становится невыносимой. Понятно, что растет недовольство, и все хотят скорейшего решения конфликта.

— Что вам запомнилось в Великобритании более всего?

— Лично мне было интересно практически все. И место, в котором проводились наши встречи, — а это был старинный замок Фарнхам, построенный в XII веке в пригороде Лондона, и встречи с представителями британской стороны — и сами организаторы, гостеприимные сотрудники International Alert, а также гости из ирландского города Лондондерри, и эксперты из Лондона, которых пригласили для того, чтобы они поделились собственным опытом ведения диалогов между конфликтующими сторонами. Как известно, между англичанами и ирландцами существуют многолетние трения и серьезные разногласия. Интересны были и встреча в британском университете, и беседы между грузинами, абхазами и осетинами, которые, как и мы, являются участниками данного проекта, авторами альманаха и одновременно конфликтующими сторонами. Конечно, во время этих встреч было немало любопытных наблюдений, некоторые неясные ранее позиции и отношения стали более понятны. Было интересно слушать шутливые, но имеющие скрытый подтекст диалоги грузин, абхазов и осетин. И в наших беседах с представителями армянской стороны всякое бывало, но мы все же не забывали о том, что собрались не для того, чтобы еще более ожесточить отношение друг к другу, а наоборот, чтобы найти пути к диалогу.

— Насколько полезны, по-вашему, подобные встречи? Запланированы ли в ближайшее время аналогичные мероприятия?

— Я думаю, что такие встречи полезны, как минимум, для того, чтобы, как я уже говорила, пообщаться друг с другом спустя много лет и, возможно, найти какие-то новые точки соприкосновения и каким-то образом повлиять на решение наших конфликтов. А альманах — это, наверное, первый шаг в литературной сфере на пути к такого рода диалогу. В будущем планируется еще один выпуск альманаха. Но если до сих пор координаторы придерживались принципа избегать острых углов, то есть не публиковать произведения, напрямую говорящие о войне и конфликтах, то сейчас, уже имея опыт общения и узнав друг друга получше, мы сошлись во мнении, что в новом номере можно публиковать произведения и о самих конфликтах, и войнах, повлекших за собой личные трагедии сотен, тысяч людей.

— Какие выводы вы сделали по итогам лондонской встречи?

— Выводы таковы, что диалог возможен. Но только в конструктивной среде, с учетом позиций всех участников. И еще, на мой взгляд, очень важный момент — такие диалоги должны вести люди, действительно четко осознающие серьезность, ответственность возложенной на них задачи. Людей случайных, агрессивно и провокационно настроенных в данном диалоге быть не должно. Ведь слишком сложна и неоднозначна миссия построения мостов на зыбких, залитых кровью землях, мостов, которые могут обрушиться в любой момент, так никуда и не приведя.

 

Азербайджанские известия.- 2012.- 22 июня.- С.-1