Судьба генералитета АДР оказалась трагической

 

Руфат АМИРОВ, директор Музея военной истории Азербайджана

26 июня в Азербайджане отметили День Вооруженных сил. Вряд ли стоит разъяснять роль и значимость Вооруженных сил в стране, 20% территории которой оккупированы, и не исключена война за их освобождение. Накануне праздничной даты агентство vesti.az попросило директора Музея военной истории Азербайджана, полковника запаса Руфата АМИРОВА рассказать о том, как формировались Вооруженные силы Азербайджана.

— Как создавались и формировались Вооруженные силы Азербайджанской Демократической Республики?

— Умение защитить себя — основной атрибут независимого государства. После того, как произошла октябрьская революция в России, был создан Закавказский сейм, при котором в 1917 году должен был быть сформирован Мусульманский корпус под командованием генерала Алиаги Шихлинского. В дальнейшем, когда речь пошла уже о независимой Азербайджанской Республике, одна из основных задач состояла в формировании вооруженных сил нового государства. В то время это была очень большая проблема: шла как первая мировая война, так и гражданская, на территории России. Естественно, в те годы нашими главными противниками были армяне, которые делали все, чтобы отхватить самые лакомые кусочки исторической территории Азербайджана. Мало того, что они получили без всяких боевых действий Эриванское ханство, так еще претендовали на Карабах. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов и большевистские войска Шаумяна, которые в основном состояли из армян. Мусульманский корпус был лишь на бумаге, в реальности же его не было. Поэтому руководство АДР обратилось за помощью в создании и формировании собственных вооруженных сил к Османской империи. Тогдашний министр обороны Османской империи Энвер паша направил в Азербайджан своего сводного брата Нури пашу. Благодаря помощи Османской империи были освобождены наши территории — в сентябре 1918 года Кавказская исламская армия с помощью Вооруженных сил АДР освободила Баку и оказала помощь в формировании национальной армии. Постепенно структура азербайджанской армии совершенствовалась, создавались соответствующие подразделения. Все это происходило параллельно с боевыми действиями с армянами.

— Были ли у нас соответствующие кадры в армии? Ведь, как известно, царское правительство не призывало мусульман в армию. Исключение составляли лишь представители знати, которые зачастую достигали высших должностей в царской армии.

— В принципе вы правы: азербайджанцев не привлекали к воинской службе в царской армии. Но в то же самое время у нас было много генералов. Нельзя не упомянуть о плеяде генералов Нахчыванских, самым выдающимся и авторитетным из которых был генерал-адъютант Его Императорского Величества Гусейн хан Нахчыванский. Он был приближен к семье императора Николая II и даже просил его не отрекаться от престола. Первым министром обороны АДР был назначен Расул бек Султанов, вскоре его сменил на этом посту Фатали хан Хойский, а затем им стал генерал Мехмандаров, заместителем у которого был Алиага Шихлинский. Все эти генералы и офицеры вышли из царской армии. Генералов и полковников у нас было много. Другое дело, что из-за того, что азербайджанцы не призывались в царскую армию, у нас было мало офицеров младшего и среднего состава. Поэтому были проблемы.

— Каков был численный состав Вооруженных сил АДР? Сколько всего воинских соединений было создано в 1918-1920 гг.?

В первые дни независимости АДР могла рассчитывать только на воинское формирование, состоявшее из 600 бойцов бывшей Дикой дивизии. Однако в это время войска Бакинского совета готовились к наступлению на временную столицу Азербайджана — Гянджу. 19 июня правительство объявило военное положение. 26 июня 1918 года постановлением Совета Министров на основе Мусульманского корпуса под командованием А.Шихлинского, составленного из бойцов бывшей Дикой дивизии, был сформирован Отдельный азербайджанский корпус численностью 5 тысяч человек. В начале июля Отдельный азербайджанский корпус с турецким командованием был расформирован и его части вместе с прибывшими 5-й Кавказской и 15-й Чанахгалинской турецкими дивизиями вошли в состав вновь сформированной Кавказской исламской армии Нури паши. 11 июля указом правительства была объявлена мобилизация, которая охватила всех граждан 1894-99 гг. рождения мусульманского вероисповедания. Кроме того, в начале июня начала действовать военная школа в Гяндже, возрастной ценз для призывников был снижен до 19 лет. Елизаветпольское призывное управление было переименовано в Азербайджанское призывное управление. Постановлением Закавказского комиссариата в декабре 1917 года было принято решение о формировании грузинского, армянского, мусульманского (азербайджанского) и русского корпусов, которые, как предполагалось, должны были заменить покидавшие Кавказский фронт части русской армии. Корпус формировался на добровольных началах. Командиром Мусульманского корпуса был назначен бывший командующий 10-й армией Западного фронта генерал-лейтенант Алиага Шихлинский. Штаб корпуса располагался в Тифлисе. Были сформированы отделы и службы штаба корпуса, штабы двух пехотных дивизий. 28 октября 1918 года на заседании правительства АДР было принято решение о создании Министерства обороны. Постановлением Совета Министров от 7 ноября 1918 года было учреждено Военное министерство, которое на первых порах возглавил сам Ф.Хойский.

25 декабря военным министром был назначен генерал от артиллерии Самед бек Мехмандаров, а 29 декабря помощником министра стал генерал-лейтенант А.Шихлинский. 22 ноября 1918 года Военное министерство переехало в Гянджу и приступило к формированию регулярной армии на базе азербайджанских частей, входивших ранее в состав Кавказской исламской армии. 15 января 1919 года был учрежден Главный штаб с отделами: артиллерийским, интендантским, инженерным, генерала квартирмейстера, дежурного генерала, военно-санитарным, военно-учебным, топографическим и контрольным. 27 декабря 1918 года подписан приказ №34 военного министра о приветствиях между военнослужащими на азербайджанском языке, офицерам неазербайджанцам вменялось в обязанность за месяц выучить команды на азербайджанском языке. Воинские звания российской армии сохранялись без изменения, а погоны и знаки отличия приспосабливались к новым требованиям. 19 января 1919 года была утверждена военная форма, подготовленная специальной комиссией во главе с А.Шихлинским. В столице Азербайджанской Демократической Республики Гяндже открывается первое военное училище для подготовки прапорщиков, его начальником становится полковник Ширин-Гусейнбек Кесаманский. Также были созданы учебный батальон для подготовки унтер-офицеров и саперная школа. Для подготовки офицеров в Баку была открыта юнкерская школа. В конце 1919-го — начале 1920 года были открыты также кавалерийское, артиллерийское и саперное училища, авиационная и военно-фельдшерская школы. В июне-июле 1919 года завершилось формирование пехотных полков в Баку и Загатале, после чего возникла необходимость в создании второй пехотной дивизии. Приказом военного министра от 14 июля 1-й Джаванширский, 2-й Загатальский и 3-й Гянджинский пехотные полки были сведены в 1-ю Бакинскую дивизию, а 4-й Губинский и 5-й Бакинский — во 2-ю пехотную дивизию.

Одной из важнейших мер 1919 года было создание Бакинской саперной части, перед которой ставилась задача защиты от опасности с севера, в первую очередь со стороны Деникина, и организация обороны Баку. В сентябре завершилась комплектация штатов Бакинского военного порта, авиаотряда, взвода бронемашин, позиционной батареи, а 1 октября — военного судна «Астарабад». 3-7 ноября части вооруженных сил, особенно 1-й пехотной дивизии, были задействованы в операциях против дашнакских отрядов. Если в 1919 году планировалось довести численность военнослужащих до 25 тысяч и лошадей до 5 тыс., то в 1920 году предусматривалось довести ее численность до 40 тысяч штыков и сабель. В общей сложности накануне большевистской оккупации азербайджанская армия состояла из двух пехотных дивизий в составе 8 полков, кавалерийская дивизия в составе 3 полков, две артиллерийские бригады. Однако основные силы (20 тыс. человек) вели боевые действия с дашнакской Арменией в Карабахе и Зангезуре, в то время как остальные части были разбросаны по всей территории Азербайджана. Близ границы с Дагестаном, в районе реки Самур, в Губе, Гусаре и на станции Худат располагались силы численностью 3 тыс. человек с двумя бронепоездами; непосредственно на границе стоял жандармский дивизион. Еще около 3 тыс. человек составлял гарнизон Баку.

— Как сложилась судьба нашего генералитета после оккупации АДР со стороны советской России?

— Их судьба оказалась трагической. Трагична и сама судьба Вооруженных сил АДР. Посудите сами: наша армия была упразднена большевистским правительством, в течение 23 месяцев материально-техническая база Вооруженных сил была разграблена. 15 из 21 генералов азербайджанской армии были казнены большевиками. Двух генералов — Мехмандарова и Шихлинского — не расстреляли благодаря Нариману Нариманову. 

 

Азербайджанские известия.- 2012.- 28 июня.- С.-1