Чти отца своего
Большую часть своей жизни Сара ханым Тагиева
посвятила восстановлению доброго имени отца
Прошло 20 лет, как нет на свете мужественной женщины, перенесшей все превратности судьбы, бросившей ее из богатства и благополучия в бездну нищеты, подвергшейся гонениям и репрессиям. Отвергнутая родственниками и обществом, дочь неграмотного миллионера, крупного мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева Сара ханым Тагиева-Сараева посвятила большую часть своей сознательной жизни одной-единственной цели — восстановлению в памяти народа заслуг отца
В конце прошлого года в Национальном музее истории Азербайджана состоялось заседание, посвященное памяти Сары ханым Тагиевой.
Было много выступлений, но особое внимание собравшихся привлек рассказ Халиды ханым Ализаде, супруги покойного политического и общественного деятеля Вели Мамедова, трагически погибшего 20 ноября 1991 года в подбитом армянами вертолете МИ-8 в небе над Гаракендом.
Разбирая содержимое книжного шкафа, Халида ханым обнаружила папки с большим количеством документов, собранных мужем. В них были письма, заявления, справки, просьбы, научная работа, фото, принадлежащие Саре ханым. Все найденное Халида ханым разделила на две части — в одной то, что касалось научных трудов Сары Тагиевой, в другой — благотворительных дел ее отца Гаджи Зейналабдина Тагиева. Обнаруженные документы Халида ханым передала на хранение в фонд Государственного архива литературы и искусства им. С.Мумтаза.
Ознакомившись с новыми поступлениями, директор архива Маариф Теймур был поражен: «Вчитываясь в письма, заявления, написанные Сарой ханым, проникаешься глубоким уважением к ее титаническому труду. Вся ее неудержимая энергия была направлена на то, чтобы доказать, каким истинным патриотом был ее горячо любимый отец, как много он сделал для своего народа, сколько сил и средств отдал его просвещению и благотворительной деятельности».
История сына бедного башмачника Таги Зейналабдина хорошо известна сегодня. Но так было далеко не всегда. В советские времена имя бакинского нефтепромышленника ассоциировалось в общественном сознании с образом капиталиста, нажившегося на эксплуатации народных масс, потом и кровью добывавших для него «черное золото». Восстановить доброе имя отца — такую цель поставила перед собой его дочь. Но прежде — немного о ней самой.
Рассказ Сары ханым Тагиевой-Сараевой о себе, записанный ею 14 февраля 1977 года и обнаруженный Халидой Ализаде. «Родилась 20 мая в 1899 г. в семье известного нефтепромышленника, миллионера Г.З.А.Тагиева. От первого брака за Зейналбеком Селимхановым имела дочь Сафию Абдуллаеву, живет в Ашгабате. В 1935 г. в Ленинграде вышла замуж за русского Николая Сараева, имела сыновей Олега и Льва». Она была арестована, как она сама отмечает, «за мой язык об отце Г.З.А.Тагиеве».
30 апреля 1935 г. в 11 часов ночи ее вызвал к себе начальник тюрьмы и сказал: «Мы даем паспорт, доверяя вам. Идите, празднуйте первое мая». Сара ханым вернулась домой, но ее квартиру заняли новые жильцы. Она поступает на заводские курсы ученицей токаря, ночует на вокзале. В этот период знакомится с Николаем Сараевым, который работал в порту. Разговорившись, поделилась с ним сокровенным: что является дочерью нефтепромышленника, что сидела в тюрьме и что ее квартиру заняли чужие. Николай, видя ее образованность и поняв, в каких невыносимых условиях оказалась дочь бывшего миллионера, пожалел молодую женщину и доверил ей ключ от своей квартиры. Он посоветовал Саре бросить работу на заводе и устроиться в одной из библиотек города. Так состоялось ее знакомство со вторым мужем. Сара ханым поступает на курсы немецкого языка и на заочное обучение в Институт иностранных языков. Начавшаяся Великая Отечественная война разлучила ее с родными: муж ушел на фронт, а сыновей из блокадного Ленинграда эвакуировали в Новосибирск, а Сару ханым — в Пятигорск.
В Баку Сара ханым вернулась только после смерти Сталина. И практически сразу взялась за восстановление доброго имени отца.
Из заявления Сары Зейналабдин гызы Сараевой от 17 мая 1956 г. Председателю Президиума Верховного Совета Аз.ССР. Копии: в ЦК КП Аз.ССР, газетам «Коммунист» и «Бакинский рабочий», в Союз советских писателей, в Азгосуниверситет им. С.М.Кирова, АПИ им. Ахундова, АПИ им. В.И.Ленина.
«Я дочь бакинского миллионера Г.З.А.Тагиева. Вся жизнь моя прошла в труде, в культурно-просветительной работе. Я, как и многие люди нашей эпохи, перенесла тяжесть несправедливых подозрений и всех вытекавших из этого последствий. В настоящее время работаю в АПИ им. Ахундова библиотекарем. Хочу сказать, что образ Тагиева в печати искажается. Некоторые вопросы культуры дореволюционного Азербайджана извращаются отдельными историками. Объективного подхода нет. Правительство во главе с Н.Наримановым выделило его из среды буржуазии, ценило и уважало его, т.к. они были современниками Тагиева и лично знали его широкую деятельность как просветителя. Молодое руководство не знает Тагиева, а знает по той клевете, которая просачивалась в печать, изображающей его хищником капиталистом».
Из письма Сары ханым министру культуры Аз.ССР Курбанову от 22 мая 1957 г.
«Мною обнаружена мраморная мемориальная доска на здании школы №123 в селении Мардакан, которая была затерта известью. Я стерла, смыла и прочла выгравированную надпись на доске, которая относилась к концу XIX века, — дату «27сентября 1894 г.
Основатель школы Г.З.А.Тагиев». Прошу содействовать моим исследованиям исторической работы и отпустить средства для перенесения этой мраморной доски в Исторический музей, восстановить мемориальную доску на школе №123 с современной датой, с надписью об основателе школы».
В своих поисках документов об отце Сара ханым нашла в Публичной библиотеке им. В.И.Ленина в Москве и в других местных фондах исторические материалы, относящиеся к основанию театра в Азербайджане. 11 декабря 1910 г. газета «Баку» сообщала: «В четверг 9 декабря 1910 г. общество «Ниджат» устроило празднование 30-летия со дня построения театра в Баку. Основатель Г.З.А.Тагиев. При поднятии занавеса оркестр сыграл приветственный марш, сочиненный по случаю торжества Уз.Б.Гаджибековым (дата основания театра в Азербайджане 1880 г.)».
Параллельно Сара ханым прилагает немало усилий, чтобы оградить от гонений своих сыновей (именно об этом ее письмо на имя Н.С.Хрущева), а для себя — добиться реабилитации. В справке о реабилитации Сары Сараевой приводится ее рассказ о том, как это происходило.
«В 1955-1957 годах я работала в должности библиотекаря читального зала Института им. М.Ф.Ахундова. Работала над тем, чтобы восстановить правду о прогрессивной деятельности Тагиева. Он рассматривался как капиталист и долгое время отчуждался от своей прогрессивной деятельности, которая принималась под чужими именами. Администрация института предупреждала меня о необходимости прекратить разговоры о деятельности капиталиста в стенах института. Однако, несмотря на уговоры и предупреждения, я продолжала рассказывать студентам и сотрудникам правду, показывая фото и документы Тагиева, подтверждающие его деятельность. Это вызвало недовольство и конфликт с администрацией. Это факт моего увольнения. Никуда не могла устроиться на работу. Эти взгляды сложились во всех организациях, и складывалась одна и та же ситуация…».
И все же справедливость восторжествовала. В 1966 году Сара ханым представила свою научную работу о применении философских знаний, касающихся подхода к событиям истории Азербайджана, связанным с деятельностью Г.З.А.Тагиева, на заключение в Институт философии АН СССР и Институт народов Азии и Африки. Но только в 1969 году после долгих лет споров и непонимания президентом Академии наук Азербайджанской ССР было подтверждено согласие с выводами, сделанными Сарой ханум.
Среди сохраненных Вели Мамедовым документов немало и тех, что характеризуют и саму дочь Тагиева с самой лучшей стороны, ее мужество, твердость, умение быть благодарным тем, кто ей помогал.
Из письма Сары ханым: «После того, как я ослепла, я продолжала защищать свой труд, Алия Аббасова (зав. архивным фондом Музея народного образования. — Э.А.) приносила мне на дом документы и помогала чем могла. Я хочу благодарить директора Музея народного образования Ахмедзаде Таиру и небольшой коллектив работников музея, которые первые в Азербайджане перестроили экспозиции в музее, показали, что сделал для образования, для школ, театров мой отец, они рассказывали посетителям о просветительской деятельности Г.З.А.Тагиева».
Среди добрых людей, которые считали своим долгом быть поддержкой Саре ханым в ее сложных жизненных обстоятельствах, был и Нариман Алиев — заслуженный архитектор Азербайджана, профессор. Он вспоминает, как в 70-е годы Сара ханым приходила в Институт архитектуры и искусства НАНА к директору Микаилу Усейнову. Все беседы с ним касались восстановления доброго имени ее отца.
«В этот период я познакомился с ней, — рассказывает Н.Алиев, — и стал помогать Саре ханым чем мог». Алиев организовал съемки AzTV документального фильма о Саре Тагиевой, чтобы довести до сведения людей, что она жива и нуждается в помощи. После передачи самые разные люди, среди которых были работники мельницы, текстильной фабрики, созданных Тагиевым, звонили Алиеву, предлагая помощь. Вскоре в квартире Сары ханым появились мебель, холодильник «Чинар», радио, люди присылали ей деньги. Сара ханым почувствовала внимание и заботу народа. Сегодня Нариман Алиев работает над переводом ее научных трудов на азербайджанский язык. «Это мой долг в память о Саре ханым», — говорит ученый.
Халида Ализаде со слов мужа Вели Мамедова рассказала о его знакомстве с Сарой ханым. Будучи студентом АГУ им. Кирова (ныне БГУ), он часто посещал читальный зал библиотеки при АПИ иностранных языков им. М.Ф.Ахундова, где Сара ханым работала библиотекарем. Общаясь с ней, он восхищался ее образованностью, острым умом, знанием нескольких иностранных языков. Так завязалась их дружба. И позже, уже работая в партийных органах, считал своим долгом заботиться о ней, решать ее бытовые проблемы — при получении квартиры, оформлении пенсии, возвращении мардаканского дома, который был конфискован. Он готовил ее документы, рассылая их по инстанциям.
Перенесенные страдания подорвали здоровье Сары ханым. Вели Мамедов организует и уход за одинокой пожилой женщиной. Сара ханым часто говорила: «Вели — моя опора после Нариманова». Узнав о трагической гибели Мамедова, она воскликнула: «Я как будто бы вновь потеряла своего отца!» Она всего на месяц пережила своего верного друга. Сара Зейналабдин гызы Тагиева-Сараева ушла из жизни 24 декабря 1991 года. Похоронена рядом с отцом Г.З.А.Тагиевым в Мардакане.
Эльмира АЛМАСОВА
Азербайджанские
известия. – 2012. – 1 марта. – С. 3.