«Я живу здесь и сейчас…» 

 

Известный азербайджанский композитор Эльдар Мансуров — автор более чем 2000 песен, симфонических и камерных произведений, а также рок-балетов «Клеопатра» и «Олимп», рок-оперы «Семь красавиц» и музыки к нескольким азербайджанским кинофильмам. Одним его из крупных проектов стал симфо-рок-мугам «Бахрамнамэ», посвященный памяти отца — Бахрама Мансурова. О жизни и творчестве, о планах на будущее заслуженный деятель искусств, секретарь Союза композиторов Азербайджана Эльдар МАНСУРОВ в канун своего 60-летнего юбилея рассказал в интервью 1news.az.

— Эльдар муаллим, давайте поговорим о вас, о вашем юбилее…

— Я не люблю слово «юбилей», мне гораздо ближе и приятнее «день рождения», хотя, откровенно говоря, я и его не особо люблю отмечать. И подводить итоги какие-то, устраивая из своего дня рождения пафосное мероприятие, тоже считаю излишним.

— Неужели не будет даже концерта?

— В период с 1996 по 2005 год я дал девять авторских концертов. Думаю, это немало. Честно говоря, у меня были задумки сделать в этом году пусть небольшой по времени, но качественный концерт, совершенно необычный с точки зрения его организации и состава исполнителей. К примеру, пригласить в Баку Эдварда Майя, Монику Салмасо, Сезен Аксу и других исполнителей, которые пели мои песни. Но для воплощения идеи так, как я ее себе представляю, нужны большие средства. Устраивать же в Союзе композиторов какое-то мероприятие «обязательного» характера я не хочу. С большим удовольствием отмечу свой день рождения в кругу семьи. Тем более что сейчас она пополнилась самым главным человеком в моей жизни — моей чудесной внучкой.

— Поздравляем!

— Спасибо. В день рождения я по традиции сначала поеду посетить могилу своих родителей, потому что своей жизнью я обязан именно им. А вечер проведу с родными и близкими мне людьми. Однако AzTV предложило мне снять обо мне фильм и приурочить его как раз к юбилею.

— Это фильм о вас?

— О роде Мансуровых вообще и обо мне в частности. Кроме того, к столетию моего отца Бахрама Фонд Гейдара Алиева выпустил прекрасного формата и качества книгу «Мансуровы», за что я еще раз приношу благодарность. Думаю, что фильмы и книги — это то, что останется после меня. А проведение или непроведение лишнего праздничного мероприятия — не так уж и важно.

— Но концерты точно так же можно записать.

— Вот как раз созданием своеобразного архива своих музыкальных произведений я в настоящее время с большим удовольствием и занимаюсь параллельно с работой над личным сайтом, который мне подарил мой сын. Уже перевел в интернет-формат более 1000 своих произведений. Так что все, что хотят узнать обо мне читатели, — на моем сайте. Кроме того, что может рассказать о композиторе лучше, чем его музыка?

— Наверное, не «что», а кто, и в данном случае это вы. Допустим, мало кто знает, как и почему вы стали композитором, когда написали первую песню.

— Как ни странно, первую песню я написал задолго до того, как принял решение стать композитором. Мне тогда было лет 16, я просто сидел дома, перелистывал сборник народных песен, и слова одной из них показались мне настолько интересными, что я решил написать на них собственную музыку. И, честно говоря, всерьез к получившемуся произведению не отнесся. Тогда я учился в музыкальном училище, играл в рок-группах как клавишник и о композиторстве даже не думал.

— Что же повлияло на ваше решение?

— Цепочка событий, не знаю, случайных или нет. Необходимым условием для поступления в консерваторию по окончании музучилища в то время была двухгодичная практика работы в одном из районов Азербайджана. А я уезжать не хотел и поэтому решил, что поступлю в Театральный институт — просто, что называется, для получения высшего образования. Причем поступил на факультет «Культурное просвещение»! (смеется). И неожиданно для себя самого в процессе учебы я вдруг задумался о будущем: кем я стану, когда закончу этот вуз, массовиком-затейником? И я стал брать уроки композиции у знаменитой в те годы Ольги Васильевны Никольской. В течение года я из полного профана превратился в начинающего композитора и с чистой совестью подал документы в консерваторию. Самое главное, что в течение этого подготовительного года у меня появилось то самое непреодолимое желание сочинять. Так что я твердо убежден, что композитор — это профессия осознанная. Тут не только талант нужен, но и знания, и — обязательно — твердая уверенность в том, что ты идешь по верно выбранному пути.

— Возможно, нынешние популярные композиторы с вами бы поспорили: многие вот пишут музыку, а нот — не знают…

— Это на самом деле огромная трагедия. Я сейчас говорю про общий уровень образования а, вернее, его отсутствие. А еще вернее — о грандиозном и непонятном «смещении» приоритетов, когда главным стимулом для многих молодых становится материальное благополучие. И я часто говорю, что наши композиторы — Огтай Кязимов, Эмин Сабитоглу, Тельман Гаджиев, Фикрет Амиров и многие другие — счастливые люди…

— Потому что они не видят того, что происходит сегодня?

— Не только. Потому что сегодня живы люди, которые их помнят и которые еще могут о них рассказать. А кто будет рассказывать о композиторах моего поколения — нынешние диджеи?

— Эльдар муаллим, создается впечатление, что вы как будто дистанцировались от многого и от многих…

— Я дистанцировался от фальши. С людьми, которых я уважаю и люблю, я общаюсь постоянно. Кроме того, как уже сказал выше, я думаю, что уже могу себе позволить хотя бы в силу своего возраста, если не в силу того, что успел сделать, посвятить себя больше родным и семье. Время надо ценить, ловить каждый миг, который проводишь с теми, кого любишь. Вот я этим и занимаюсь (смеется). Я — живу сегодня, здесь и сейчас, стараясь максимально оградить себя от того, что меня расстраивает, и приблизить то, что мне дает силы жить дальше.

Я доволен жизнью, я горд детьми, которых сумел воспитать достойными людьми. Очень люблю свою внучку. Кроме того, моя «дистанцированность» не означает отсутствия творчества. Я пишу музыку, потому что это уже потребность моего существа. Ради денег я никогда этого не делал, так почему я должен менять свои принципы сегодня? Я сотрудничаю с людьми, близкими мне по духу, и очень счастлив.

— Вы никогда не думали покинуть страну?

— Никогда. Это моя страна, это мой город. Просто… уровень духовности — вообще, не только у нас — оставляет желать лучшего. Я вот помню, как мы, молодые, собирались в чайхане на бульваре лишь для того, чтобы послушать беседы наших корифеев: Саттара Бахлулзаде, других художников и музыкантов… Мы жадно ловили каждое их слово, постоянно стремились чему-то учиться, понимаете? Для нас было важно хотя бы прикоснуться к их Свету, а если повезет — то и поучаствовать в процессе «освещения». А сегодня… Книги перестали быть ценностью, люди заняты собой и в большинстве своем — другие…

— Как вы считаете, в прошлом периоде нашей истории больше было хорошего или все же плохого?

— Безусловно, хорошего. Если взять один только уровень образования и отбросить все остальное, в то время он был намного выше.

— Но мы, как говорится, молодая страна, период становления — временный.

— Но и я тоже не вечен. Я не претендую на статус истины в последней инстанции, я просто выражаю свое мнение. Пока что я вижу, что страна меняется внешне — безусловно, в лучшую сторону. Но когда, как и кто будет возрождать духовность? Мы ругаем все советское, забывая, что «с водой можно выплеснуть и дитя». Этот период дал нам много великих имен: Узеир Гаджибеков, Фикрет Амиров, Гара Гараев и другие композиторы, я уже не говорю про общественных деятелей, писателей, художников. Я не утверждаю, что все в то время было невероятно хорошо. Но, извлекая из прошлого уроки, необходимо, как я думаю, все же взять оттуда лучшее, что было.

 

 

Эльдар МАНСУРОВ

 

Азербайджанские известия.  -2012. – 5 марта.  – С. 1-2.