Реальность ядерной угрозы 

 

Второй саммит по ядерной безопасности, состоявшийся в Сеуле с участием лидеров более полусотни стран, был в центре внимания всего международного сообщества. В работе форума принял участие и президент Азербайджана Ильxaм Aлиeв.

Глава Азербайджана не был приглашен на прошлый саммит по ядерной безопасности, который состоялся два года назад в Вашингтоне. Есть все основания считать, что причиной тому было негативное отношение официального Баку к перспективе налаживания турецко-армянского диалога вне урегулирования карабахской проблемы. Организатор первого саммита — США четко понимали, что позиция Азербайджана может спутать планы вывода Армении из состояния изоляции. Однако меры давления на нашу страну не возымели никакого действия. И западным лидерам, включая и президента США Бараку Обаму, пришлось смириться с тем, что процессы армяно-турецкого и армяно-азербайджанского урегулирования взаимосвязаны. Так что добиться разблокирования Армении не получится до тех пор, пока та не освободит оккупированные азербайджанские территории.

Приглашение Ильxaма Aлиeва на второй саммит по ядерной безопасности не стало неожиданностью. Политический вес Азербайджана на международной арене неуклонно растет, свидетельством чего стало и избрание нашей страны непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Но есть еще один немаловажный нюанс, объясняющий присутствие Азербайджана на Сеульском саммите.

Азербайджан — признанный лидер Южнокавказского региона, прилегающего к сотрясаемому геополитическими бурями Ближнему Востоку, а также страна, граничащая с Ираном, который рассматривается в мире чуть ли не как главный очаг напряженности в ближайшей перспективе. Форум в Сеуле открыто послал сигнал о том, что Иран и Северная Корея, активно разрабатывающие ядерную программу, должны быть остановлены в своем рвении. Причем проблема «атомизации» этих стран, причисленных Западом к разряду государств-изгоев, напрямую увязывается и с таким вопросом, как распространение ядерных и радиоактивных материалов. Именно стремление противодействовать этой угрозе и было изначальной целью подобных саммитов, инициированных президентом Обамой.

«Слишком много злоумышленников занимаются поиском этих опасных материалов, которые в очень многих случаях не находятся под надлежащей охраной. А ведь достаточно лишь горсти этих материалов, чтобы убить сотни тысяч невинных людей. Это не преувеличение, это реальность», — подтвердил свои опасения в Сеуле глава Белого дома.

По его словам, результатом осуществляемых усилий будет создание «крупной глобальной архитектуры», которая позволит международному сообществу «эффективно и безопасно» работать над применением ядерной энергии в мирных целях.

По мнению же хозяина Сеульского саммита, президента Южной Кореи Ли Мён Бака, необходимо обеспечить существенное продвижение в вопросе ликвидации и минимизации использования ядерных материалов, включая высокообогащенный уран и плутоний, а также укрепить международное сотрудничество в деле обнаружения, отслеживания и реагирования на незаконный оборот ядерных материалов.

Об актуальности ядерной проблематики свидетельствовал и фон, на котором проходил саммит. Так, главный неприятель Сеула — КНДР заявила о намерении вывести на орбиту спутник в ознаменование 100-летия своего основателя Ким Ир Сена. Южная Корея и США считают, что Пхеньян тем самым собирается провести очередное испытание баллистической ракеты. Сеул предупредил, что собьет северокорейскую ракету, если траектория ее полета пройдет над территорией Южной Кореи. А Вашингтон дал понять, что Пхеньян подвергнется еще более жестким экономическим санкциям и изоляции, если не откажется от своих планов.

Однако куда больший ажиотаж разгорается вокруг иранской ядерной программы. В ходе саммита Барак Обама не исключил вероятности нанесения военного удара по Ирану и заявил, что властям ИРИ стоит сделать выбор между конфронтацией с мировым сообществом и мирным использованием ядерной энергии.

Очевидно, Соединенные Штаты намерены форсировать решение иранского вопроса с учетом усиливающегося стремления Израиля осуществить собственную силовую акцию против Ирана. Ужесточение позиции Вашингтона не в последнюю очередь связано с тем, что еврейское лобби в США ставит в зависимость поддержку им Барака Обамы на грядущих президентских выборах от его готовности покончить с ядерным потенциалом Ирана в самое ближайшее время. Эксперты полагают, что последним шансом для преодоления иранского кризиса мирным путем станет намеченная на апрель встреча международной «шестерки» (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Германия) с делегацией Исламской Республики.

Стремление США усилить стратегическое сотрудничество с Азербайджаном частично объясняется географическим соседством нашей страны с Ираном. Но при этом с повестки дня не сходит и фактор продолжающегося нагорно-карабахского конфликта. О необходимости скорейшего решения этой проблемы говорилось на состоявшейся в рамках Сеульского саммита встрече президента США Барака Обамы и премьер-министра Турции Реджепа Тайиба Эрдогана. Причем последний обратил внимание Обамы на тот факт, что 20-летняя посредническая миссия Минской группы ОБСЕ до сих пор не дала никаких результатов. 

 

Натиг НАЗИМОГЛУ

 

Азербайджанские известия. – 2012. – 28 марта.  – С. 1.