«Я — бакинец. Баку — моя родина, мой дом» 

 

27 марта всемирно известному музыканту

Мстиславу Ростроповичу исполнилось бы 85 лет

 

Его называют «символом эпохи», «совестью цивилизации» и совершенно излишне говорить о многочисленных статусах и регалиях, о почитании поистине планетарного масштаба и мировой славе, которую он снискал. Лучше и ярче любых слов скажет его имя. 27 марта всемирно известному музыканту Мстиславу Ростроповичу исполнилось бы 85 лет. Он называл себя «Гражданином мира» и гордился своей Родиной.

Возвращение домой

«Я — бакинец. Здесь я родился. Здесь живут мои друзья. Баку — моя родина, мой дом. Где бы я ни находился, я всегда буду возвращаться в Баку», — говорил великий Мстислав Ростропович. Маэстро неоднократно приезжал на родину, давал концерты, мастер-классы. В Баку открыт Дом-музей семьи Ростроповичей, ежегодно проводится международный фестиваль Мстислава Ростроповича, действуют благотворительный Фонд Вишневской-Ростроповича, а также музыкальная школа №21, носящая имя отца и сына Ростроповичей.

А ведь судьба великого музыканта могла сложиться иначе, если бы в далеком 1925 году его отец Леопольд Ростропович не был бы приглашен в Баку из голодного Оренбурга выдающимся азербайджанским композитором Узеиром Гаджибековым. Последний знал Ростроповича-старшего не только по бакинским гастролям в 1914-1916 годах, но и его педагогической деятельности, которой он успешно занимался до и после революции. Леопольд Витольдович с радостью принял приглашение, со всей семьей переехал в Баку, где вместе с супругой начал преподавать в Азербайджанской государственной консерватории. Глава семейства открыл класс виолончели, а Софья Николаевна Федотова-Ростропович занималась со студентами по классу фортепьяно.

Леопольд Ростропович был не только высокопрофессиональным исполнителем и композитором, он обладал большой энергией и явным педагогическим даром. Именно он создал первый в Азербайджане струнный квартет, а его ученики стали впоследствии гордостью азербайджанской музыкальной классики. Уроки игры на виолончели у Леопольда Ростроповича брал основоположник азербайджанской симфонической музыки и романса Асаф Зейналлы, навсегда сохранивший самые теплые чувства о своем учителе.

А 27 марта 1927 года в семье родился Мстислав и Баку стал младенческой колыбелью гениального виолончелиста и дирижера. Первые музыкальные знания он получил, естественно, от родителей. Свое первое музыкальное сочинение — «Польку» для фортепиано маленький Слава написал в возрасте 4 лет. В 1931 году семья Ростроповичей переехала в Москву. Еще в советские времена кто-то подсчитал, что из всех советских республик именно Азербайджан располагал самым большим количеством роялей на душу населения. Эта особая музыкальная одаренность азербайджанцев, вероятно, и была одной из причин того, что тонкий, высокообразованный виолончелист и композитор Леопольд Ростропович, отец Мстислава, предпочел Баку всем другим городам России и прожил здесь лучшие свои годы.

Леопольд и Мстислав Ростроповичи искренне любили Баку. И город платил им той же любовью. На улице, носящей имена выдающихся музыкантов, в доме, где проживала их семья, находится богатый уникальными экспонатами Музей отца и сына Ростроповичей. Собственно говоря, Леопольд и Мстислав Ростроповичи никогда не расставались с азербайджанской столицей, потому что их жизнь и творчество были и останутся частью славной и уникальной истории нашего города.

Возвращение на родину Мстислава Ростроповича состоялось спустя 30 лет после того, как в 1969 году Азербайджан возглавил Гейдар Алиев. В 1971-1973 годах Мстислав Ростропович выступал в Баку в сопровождении Государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибекова под управлением Ниязи. Как известно, в 1974 году Мстислав Ростропович был вынужден из-за репрессий эмигрировать из СССР в США со своей супругой, оперной певицей Галиной Вишневской и двумя дочерьми. Причиной стали его «вольнодумные высказывания» и то, что в начале 70-х годов он приютил у себя известного писателя Александра Солженицына. В 1978 году Ростроповича и Вишневскую лишили советского гражданства, как было сказано в официальной формулировке, «за систематические акты, подрывающие престиж советского государства». Реабилитированы они были только в 1990 году. И, говоря словами выдающегося альтиста Юрия Башмета, «надо было быть Ростроповичем, чтобы не потерять душевной, кровной связи с родиной».

Самый удивительный день рождения

Первый визит Мстислава Ростроповича в Баку после возвращения из эмиграции состоялся в 1997 году, спустя 24 года со времени его последнего приезда. На родине музыкант отметил 70-летний юбилей.

Вот как вспоминает о том, как Мстислав Ростропович отмечал свой день рождения, его дочь, президент Фонда Вишневской-Ростроповича Ольга Ростропович: «День рождения был для него еще одним поводом, чтобы собрать со всех концов мира людей, которых он любит. Папа так любил гостей, так любил людей... Он просто не мог быть один. За столом никто другой не мог слово вставить! Он всегда был главным тамадой, заводилой. И любил это, такое удовольствие получал! У него так удивительно был устроен ум, что он мог вдруг за столом начать рассказывать историю, интересную саму по себе, но вроде бы не имеющую непосредственного отношения к застолью. И вдруг последними несколькими словами он так все соединял, что становилось ясно — это не отвлеченная история, а самый настоящий тост в честь человека, чей день рождения отмечается».

По ее словам, самым удивительным днем рождения отца стало это 70-летие, когда Гейдар Алиев пригласил их всей семьей в Баку.

«Я и моя сестра тогда впервые побывали на родине отца, а он до этого много лет тоже там не бывал. И вдруг мы столкнулись с тем, что его день рождения Азербайджан отмечал как государственный праздник. На улицах танцевали люди в национальных костюмах. Куда бы мы ни приехали, нас везде встречали толпы народа, под ноги нам бросали букеты, лепестки роз... Нас привезли в дом, где родился и жил папа — Гейдар Алиевич нашел эту квартиру, расселил людей, которые там жили, и создал в ней Музей Леопольда и Мстислава Ростроповичей. Поэтому, когда нас привезли в этот дом на улице, которую Алиев назвал в честь Леопольда и Мстислава Ростроповичей, отец словно вернулся в свое детство, а все мы испытали удивительные переживания», — вспоминает Ольга Ростропович.

Это было в 1997 году. Вот как вспоминает возвращение Ростроповича в Баку в своей книге «Любовь моя — мелодия» Муслим Магомаев: «Гейдар Алиевич устроил настоящий всенародный праздник: были пляски на площадях, звучали тар, зурна, кяманча, бубны, ашуги воспевали Ростроповича. Везде, где Мстислав Леопольдович появлялся с Галиной Павловной, их ждали застолья. То есть в полном смысле была слава Славе. Даже награжден он был азербайджанским орденом «Слава»... Улица, на которой он родился, носит его имя, а в доме создан музей».

Благодаря Гейдару Алиеву улица, на которой жила семья Ростроповичей, а также одна из музыкальных школ были названы именем Леопольда и Мстислава Ростроповичей и создан Дом-музей Ростроповичей. Маэстро постоянно приезжал в Баку, чтобы пройтись по улице, носящей имя его отца, известного музыканта, побывать в доме, где он родился, ставшем теперь Домом-музеем Ростроповичей, дать мастер-класс студентам Азербайджанской государственной консерватории и просто пообщаться со своими старыми друзьями, в числе которых был и президент Азербайджана Гейдар Алиев.

Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев вручил ему высокую правительственную награду — орден «Шохрет» (орден «Слава»). Именно тогда Мстислав Ростропович признался в том, что секрет его энергии — в генетике и бакинском климате. Уезжая из Баку, великий музыкант сказал: «Я оставляю здесь свое сердце. Мне очень трудно расставаться на один год с этой красотой, с гостеприимством, замечательными людьми. С прекрасными детьми, с которыми я работал в мастер-классах. У азербайджанского народа огромный культурный потенциал, и я считаю своим долгом, чтобы этот потенциал был реализован, чтобы одаренные азербайджанские дети — студенты Бакинской музыкальной академии, учащиеся музыкальных школ — в будущем стали известными мастерами искусства. Я очень горжусь тем, что мой отец многое сделал для Азербайджана, и счастлив, что его имя здесь не забыто. Мой отец нигде не был так счастлив, как в Азербайджане... Его всегда тянуло сюда, к родному очагу...»

Начиная с того времени и до самой кончины маэстро, Мстислав Ростропович и Галина Вишневская регулярно приезжали в Баку. При небывалом аншлаге великий музыкант давал концерты, ставшие вехами в культурной истории азербайджанской столицы.

Великий политический деятель Гейдар Алиев и великий музыкант Мстислав Ростропович были ровесниками, и их многое объединяло — любовь к Родине, культуре, истинным человеческим ценностям. Даже ушли они из этого мира, когда им было по 80 лет... Их связывала настоящая мужская дружба и не случайно на день памяти общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева — 12 декабря приходится традиционный Международный фестиваль имени Мстислава Ростроповича в Баку.

За заслуги в развитии азербайджанской музыки и в связи с 75-летием президент Гейдаp Алиев наградил Мстислава Ростроповича самой высокой государственной наградой Азербайджана — оpденом «Истиглал» («Hезависимость»). Ростропович стал первым зарубежным общественным деятелем, удостоенным высшей награды Азербайджана. До сих пор такой чести удостаивались лишь главы ряда иностранных государств, в частности президенты Турции и Грузии. Музыкант назвал полученную награду одной из самых дорогих из 42 орденов, которых он был удостоен правительствами разных государств.

«Эта награда ценна тем, — сказал тогда в своей благодарственной речи Мстислав Ростропович, — что вручена президентом, благодаря которому его Родина — Азербайджан — стала по-настоящему независимым государством. Мне от отца передалась любовь к Азербайджану, к Баку. Мой отец, после того как уехал отсюда, жил в Москве. Здесь, в Баку, есть музей человека, которого я знал. Я был маленьким, но отец меня с ним познакомил, это был Узеир Гаджибеков — друг моего отца. Когда была Декада азербайджанского искусства в Москве, отец взял меня в гостиницу «Москва» и сказал: я тебя познакомлю с выдающимся музыкантом. И я на всю жизнь запомнил, как выглядел Узеир Гаджибеков, с которым меня познакомил отец. В Музее Узеира Гаджибекова есть письмо моего отца к нему, посланное перед самой войной. В этом письме мой отец пишет: «Я очень мечтаю о том, чтобы уехать из Москвы и вернуться в Баку». Отец не вернулся в Баку только потому, что началась война. И поэтому мы были вынуждены эвакуироваться в Оренбург, где он скончался в 1942 году. Моя жизнь наполнена этими переживаниями и мыслями об этом. И для меня каждый ежегодный приезд в Баку — это событие. Я могу сказать, что, когда уеду отсюда, буду думать о том, когда же, наконец, сяду в другой самолет, который привезет меня обратно».

«Я пришел поговорить

со своим другом»

В январе 2004 года Мстислав Ростропович с супругой Галиной Вишневской специально прилетел в Баку для того, чтобы дать концерт в память о своем друге, общенациональном лидере азербайджанского народа Гейдаре Алиеве, который скончался 12 декабря 2003 года. Сразу же по прибытии в Баку великий музыкант посетил могилу Гейдара Алиева, отдав дань светлой памяти всемирно известного политического деятеля: «Я пришел сюда с глубокой грустью. Я пришел поговорить со своим другом».

26 января после длительного перерыва состоялось официальное открытие реконструированной Азербайджанской государственной филармонии. На церемонии открытия Мстиславом Ростроповичем была исполнена Сарабанда из сюиты №2 Баха. Это произведение музыкант посвятил светлой памяти своего близкого друга, покойного президента Азербайджана Гейдара Алиева. Маэстро произнес следующие проникновенные слова: «Я помню свои многочисленные выступления на этой сцене еще в то время, когда уважаемый Гейдар Алиев был руководителем советского Азербайджана. Но для меня открытие филармонии, с одной стороны, праздник, а с другой — печаль, ведь все мысли, воспоминания целиком поглощены уходом из жизни моего друга. Наш Гейдар Алиев бесконечно ратовал за то, чтобы эта концертная площадка была восстановлена, но так и не увидел этого счастливого дня. В знак глубокого уважения и почтения к светлой памяти Гейдара Алиева я исполню Сарабанду из сюиты №2 Иоганна Себастьяна Баха. Для меня Сарабанда звучит как молитва, она не относится к какой-то определенной религии, это молитва для всех людей. Я хочу посредством этой музыки попрощаться с моим дорогим другом».

После исполнения Сарабанды маэстро попросил аудиторию не аплодировать. Несколько минут стояла тишина.

На встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым Мстислав Ростропович, выразив свои искренние соболезнования, признался: «Гейдар Алиев — тот человек, который открыл для меня Азербайджан».

Дружба Мстислава Ростроповича с Гейдаром Алиевым продолжилась в очень теплых и добрых отношениях с нынешним президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Такие же искренние и светлые отношения, несмотря на разницу в возрасте, установились у супружеских пар — Мстислава Ростроповича и блистательной оперной певицы Галины Вишневской с президентом Ильхамом Алиевым и его супругой Мехрибан Алиевой. Впрочем, по-иному быть не могло. Всех этих людей объединяли не только духовная общность, близкое понимание глобальных проблем современности, но и то, что Мстислав Ростропович на протяжении всей жизни питал самые искренние чувства к Азербайджану и родному Баку. За большие заслуги в развитии международных культурных связей и музыкального искусства Азербайджана и в честь 80-летия со дня рождения известный музыкант и дирижер Мстислав Ростропович был награжден орденом «Гейдар Алиев».

«Он часто вспоминал

о Баку»

Волей судьбы последние съемки о Маэстро — документальный фильм «Дружба титанов» об отношениях Ростроповича и Шостаковича — также были осуществлены азербайджанцем. «Фильм снял молодой режиссер из Баку Мехти Мамедов, — рассказала Ольга Ростропович. — Когда Мстислав Леопольдович выступал в Баку в 2006 году, Мехти пришел к нему с предложением снять фильм о дружбе папы и Шостаковича (в картину включена историческая хроника с участием Дмитрия Дмитриевича). Отец спросил: «Что для этого нужно от меня?». Мамедов ответил: «Съемки ваших репетиций и ваши рассказы». Начались съемки, и они волей судьбы стали последними».

О любви азербайджанского народа к Мстиславу Ростроповичу после смерти маэстро вспоминала и супруга Ростроповича, знаменитая оперная певица, народная артистка СССР Галина Вишневская: «Ростропович родился в Баку, к нему там замечательно относятся. При жизни он получал много любви и тепла из Азербайджана, а когда заболел, вся республика поднялась, чтобы его спасти, — любую помощь предлагали».

Об этом же говорила и Ольга Ростропович: «Я провела с отцом последние месяцы в больнице, и он часто вспоминал о Баку, хотел сюда приехать, провести серию концертов. Несмотря на тяжелую болезнь, незадолго до своего ухода отец размышлял о несвершенном. Мечтал организовать в Баку, где родился и провел первые годы жизни, музыкальный фестиваль мирового уровня. Отец очень любил этот город. И Баку очень любит отца. Бакинцы относились к нему как к национальному герою. Поэтому фестиваль Ростроповича — это завет моего отца, который я с удовольствием воплощаю в жизнь. Большую поддержку фестивалю оказало правительство Азербайджана, особенно супруга президента Мехрибан Алиева, руководитель Фонда Гейдара Алиева, которого связывала с Мстиславом Леопольдовичем многолетняя крепкая дружба».

Вклад Мстислава Ростроповича в мировую культуру ХХ века столь велик, что еще долго коллеги и почитатели его таланта будут обращаться к его наследию, развивать его идеи. Своим двум дочерям — Ольге и Елене, музыкантам по образованию — Мстислав Леопольдович завещал продолжать начатое им дело: старшая, Ольга Ростропович, после ухода из жизни отца 27 апреля 2007 года возглавила Фонд помощи молодым талантливым музыкантам России, а младшая дочь, Елена, — благотворительный фонд «Во имя здоровья и будущего детей».

Trend

Опираясь на волю и труд

Наставление Мстислава Ростроповича

будущим поколениям музыкантов

Музыкант учится всю жизнь, но чтобы стать музыкантом, нужно начинать учиться с детства, и на юные годы, на молодость приходится самая трудная, самая активная пора учебы. Я часто вспоминаю, как в мои детские годы, во время войны, когда я лишился отца, мне приходилось очень много работать, чтобы заработать на жизнь, поддержать семью, и все равно этого было недостаточно, даже учитывая то, что я научился делать маленькие керосинные лампы, которые моя крестная мать продавала на базаре. Если бы не помощь добрых людей, оказавшихся рядом, мы бы не выжили, я бы не стал музыкантом.

Это было в Оренбурге, когда мне было 14-15 лет. Сейчас другое время, но и сегодня молодым музыкантам у нас требуется помощь. Поэтому в 1997 году, когда я узнал, что мне присуждается учрежденная в России международная премия «Слава/Gloria», я решил положить ее в банк, чтобы на проценты создать благотворительный фонд стипендий для молодых музыкантов.

Эти стипендии носят имена великих музыкантов XX века, моих учителей и коллег, с которыми меня связывали долгие годы и десятилетия человеческой и творческой дружбы. И в личном, и в артистическом отношении эта дружба дала мне чрезвычайно много. И мне хотелось бы, чтобы их бесценное творческое наследие не было предано забвению, чтобы новые поколения знали их имена, обращались к их опыту, к их искусству. Я надеюсь, что имена Н.Я.Мясковского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Г.Г.Нейгауза, Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера вдохновят вас на еще более скрупулезный и подвижнический труд, чтобы приблизиться во всех отношениях, не только в области музыки, но и в общей разносторонней культуре к этим гигантам.

Я уверен, что человеческие возможности, ваши возможности, огромны. Вера и желание могут творить чудеса, если опираются на волю и труд.

Я желаю вам счастья.

 

Азербайджанские известия. -2012. – 28 марта.  – С. 3.