Дар чистоты и непосредственности 

 

В Москве открылась персональная выставка молодой азербайджанской художницы

Марьям Алекберли

 

В Московском музее современного искусства состоялось открытие персональной выставки молодой азербайджанской художницы Марьям Алекберли «Novruz — новый день». В экспозиции представлено свыше 80 работ. Это портреты, натюрморты, пейзажи, созданные за последние три года в различной технике. Уникальность творчества художницы, иной взгляд восприятия ею мира для непосвященных заключается в том, что Марьям имеет врожденные особенности развития. Но на самом деле ее творчество на равных может конкурировать с любыми другими произведениями современной живописи, выполненными в «примитивистском» стиле.

Куратором выставки выступила директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. В своей аннотации она отметила непосредственный характер работ художницы, смелый выбор цвета и формы в создании яркого и гармоничного мира. «Одна из особенностей ее живописи — работа с цветом, использование дополнительных контрастов», — пишет известный российский искусствовед. Марьям действительно мастерски подбирает цвета, и это достоинство, прежде всего, в ее интуиции, подкрепленной большой практикой. Первые посетители выставки отметили это врожденное чувство цвета — она делает интуитивно то, на что другим требуются годы обучения.

Яркая характеристика работ Алекберли была дана французским искусствоведом Тьерри Дюфреном: «Когда я увидел ее рисунки и абстрактные композиции в первый раз, то сразу понял, что она делает и пытается показать посредством своих работ. Это возврат к первопричине. К тому моменту, когда все формы являются лишь светом и потому равноправны».

Mарьям появилась на свет в 1991 году в Баку. Врачи диагностировали ей синдром Дауна. В России, впрочем, как и в других постсоветских странах, жизнь таких людей до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Лишь в 2004 году первый человек с синдромом Дауна — испанец Пабло Пинеда — стал выпускником университета. Таким образом, Европа, пусть и относительно недавно, но уже достаточно продвинулась вперед в признании их полноценных прав и возможностей. Как любой из живущих на земле людей, человек с синдромом Дауна обладает своей неповторимой индивидуальностью, имеет свой собственный характер, способен творить. Например, в Москве функционирует «Театр Простодушных», в котором большинство актеров имеют такие особенности. Руководит театром режиссер Игорь Неупокоев. Есть множество актеров с подобным синдромом (немец Бобби Бредлов, американец Кристофер Берк, бельгийский актер Паскаль Дюкен), масса музыкантов, например, Мигель Томазен, барабанщик аргентинской группы Reynols; Саджит Десаи, американец индийского происхождения, — он играет на шести инструментах.

Но вернемся к Марьям. Интерес к изобразительному искусству проявился у нее с раннего детства. Получив образование в различных школах Баку и Москвы, сейчас она обучается в Парижской высшей школе декоративного искусства. В 2010 году прошли две ее выставки в галереях Art garden (Баку) и «Гыз галасы» (Баку), летом 2011 года состоялась выставка в Берлине, а в декабре прошлого года в ЮНЕСКО и галерее Vivienne art galerie (Париж). У художницы опубликовано два альбома: «Мой прекрасный мир» («Шяrq-Qяrb», Баку, 2010) и «Prеlude pour le printemps» (BdeR, Париж, 2011).

Нужно согласиться с аннотацией Свибловой. Все, кто когда-то отказывал и даже сегодня отказывают детям с синдромом Дауна жить, учиться наравне со всеми остальными, вправе быть полноценными членами нашего общества, никогда не учитывают уникального свойства этих детей дарить радость тем, кто их окружает. Искусство дало Марьям удивительную возможность выразить свою любовь к природе во всех проявлениях. Жизнерадостные картины девочки отражают ее глубокий личностный подход ко всему, что нас окружает. В век триумфа технологий и тотальной рациональности она вкладывает в свои картины столько искренности, гармонии и добра, что поневоле возбуждает ответные чувства. В сущности, в любой деятельности человека нет понятия нормальности, есть определенный баланс между состоянием «на грани» и обыденностью. Искусство больше, чем что-либо иное подвигает человека к состоянию «на грани». Ребенок с такими особенностями, как Марьям, не обременен условностями мира, у него более чистое восприятие, нет наигранности, нет клише. Поэтому ее искусство больше дар, нежели профессиональное ремесло.

 

Софья КАРАВАЕВА

 

Азербайджанские известия.  -2012.  -29 марта.  – С. 3.