Преступный тандем большевиков и дашнаков 

 

Мартовский геноцид азербайджанцев был преднамеренной акцией

возглавляемого Степаном Шаумяном Бакинского Совета

 

Трагические мартовские события 1918 года в Баку и других городах Азербайджана стали прямым следствием политики дашнакско-большевистского тандема. Заправлявший деятельностью Бакинского Совета, он несет всю ответственность за уничтожение мирного азербайджанского населения.

Тандем дашнаков и большевиков стал складываться задолго до марта 1918 года. Во время первой мировой войны российская армия при помощи дашнаков оккупировала часть Анатолии. После большевистского переворота в октябре 1917 года Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным принял декрет «О Турецкой Армении», предусматривавший создание независимого армянского государства на оккупированных землях Турции. Осуществление решения было поручено чрезвычайному комиссару Советской России на Кавказе Степану Шаумяну, который, несмотря на принадлежность к партии большевиков, имел связи с дашнаками.

Издание большевистского декрета, собственно, и положило начало тактическому союзу двух партий — Коммунистической и «Дашнакцутюн». Но из-за того, что в результате контрнаступления турецкой армии план создания армянского государства в Анатолии провалился, дашнакско-большевистский союз практически реализовался на Южном Кавказе — в Бакинской губернии.

После свержения царизма в феврале 1917 года в России появились новые органы власти. Одними из таковых стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Подобный орган власти был создан и в Баку, причем большинство членов Бакинского Совета составляли армяне и русские, тогда как интересы азербайджанцев представлял Совет мусульманских национальных общественных организаций. К октябрю 1917 года завершилось формирование азербайджанской общенациональной партии — тюркской федералистской партии «Мусават», провозгласившей своей главной целью достижение автономии Азербайджана со столицей в Баку, что всерьез напугало дашнаков и большевиков. Последние считали Баку, да и весь Азербайджан, частью Советской России. Отношение советской власти к идее автономизации Азербайджана глава Баксовета Степан Шаумян выразил с циничной прямотой: «Желающие автономный Азербайджан получат в итоге груду развалин».

Что же касается дашнаков, то они планировали включить азербайджанские земли в состав так называемой «Великой Армении», идея создания которой уже не одно десятилетие будоражила умы армянских националистов. Тем самым борьба против азербайджанского движения за независимость стала основой союза большевиков и дашнаков.

После Октябрьского переворота большевистское руководство Бакинского Совета при поддержке дашнаков провозгласило Баку частью Советской России. Партия «Мусават» выступила против данного решения и вообще отказалась признавать новое правительство России во главе с Лениным. Между тем в конце 1917 года начался развал российской армии, солдаты которой потянулись с фронтов мировой войны обратно, на родину. Железнодорожный маршрут с Кавказского фронта лежал через Баку и далее через Дагестан. Но поскольку в Дагестане в тот период происходили кровавые столкновения между местным населением и казаками, многие солдаты предпочитали остаться в Баку. Создавшейся ситуацией и воспользовались большевики, приступив к формированию из солдат русской Кавказской армии частей Красной гвардии.

Но не бездействовали и дашнаки. Они за бесценок скупали оружие у отступающих российских солдат, создавая в Баку собственные вооруженные отряды. Кроме того, следует иметь в виду, что в составе российской армии существовали целые воинские части, состоявшие сплошь из армян.

Бакинский Совет мусульманских общественных организаций также пытался формировать собственные отряды для защиты азербайджанского населения. Однако возможности азербайджанских национальных сил не шли ни в какое сравнение с военным потенциалом дашнаков и большевиков. Единственной состоявшей из азербайджанцев воинской частью российской армии был Татарский полк в составе Дикой дивизии. После Февральской революции этот полк (он состоял из четырехсот сабель) был направлен в Азербайджан. Отдельные части полка были размещены в Баку. Мусульманский Национальный Совет создавал и добровольческие отряды из гочу — телохранителей азербайджанских миллионеров. Однако азербайджанцы, в отличие от армян, были лишены военных навыков, так как в период нахождения в составе Российской империи не призывались в армию. К тому же чувствовалась нехватка офицерских кадров.

Между тем к марту 1918 года большевикам удалось сосредоточить в Баку шесть тысяч солдат. В распоряжении армян находилось четыре тысячи штыков. Достаточно было одной искорки, чтобы разгорелся пожар национальной резни. Ею стала история, связанная с похоронами сына азербайджанского промышленника и мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева. Мухаммед Тагиев служил в конном отряде генерала Талышханова. Этот отряд был организован азербайджанцами, проживающими на территории Мугани, для защиты от нападений русских поселенцев (приехавшие в Северный Азербайджан после его захвата Россией, они стали опорой российской власти). Мухаммеда Тагиева сразила шальная пуля во время игры в «русскую рулетку». Тело погибшего было отправлено для похорон в Баку. Гроб сопровождала группа офицеров. Однако после прибытия похоронной процессии в Баку Бакинский Совет потребовал от азербайджанских офицеров разоружиться. Отказ исполнить это требование и стал поводом для развязывания военных действий против мирного азербайджанского населения как главной социальной опоры азербайджанских национальных партий.

Чуть позже сам Шаумян признавал: «Мы воспользовались поводом… и открыли наступление по всему фронту... у нас были уже вооруженные силы — около 6 тысяч человек. У «Дашнакцутюн» имелось также около 3-4 тысяч национальных частей, которые были в нашем распоряжении. Участие последних придало отчасти гражданской войне характер национальной резни, но избежать этого не было возможности. Мы шли сознательно на это. Если бы они (т.е. азербайджанские политические силы.Ред.) взяли верх в Баку, город был бы объявлен столицей Азербайджана».

В течение трех дней, с 30 марта по 1 апреля, в Баку было уничтожено около двенадцати тысяч человек. 1 апреля 1918 года Бакинский Совет предъявил ультиматум Мусульманскому Национальному Совету о признании им власти Бакинского Совета. Во избежание полного уничтожения мирного азербайджанского населения города ультиматум был принят. Однако и это не положило конец резне.

Новое правительство Баксовета — Совет Народных Комиссаров во главе с Шаумяном сформировал Кавказский Красный корпус из отрядов Красной гвардии и армянских частей. Его силы под командованием Татевоса Амирова и Степана Лалаяна сожгли Шамаху. Бригада корпуса под командованием Амазаспа Срванцтяна захватила Губу. Мирное население азербайджанских городов подверглось массовому уничтожению.

Ситуацию в корне переломило наступление азербайджано-турецких войск, начавшееся после создания Азербайджанской Демократической Республики 28 мая 1918 года, — смелые во время истребления мирных людей, большевистские и дашнакские военные части позорно бежали с поля боя. 15 сентября Баку был освобожден и объявлен столицей независимого Азербайджана. 

 

 

 

Рашад РУСТАМОВ

 

Азербайджанские известия.- 2012. -31 марта. – С. 3.