Исходя из наших интересов
Антиазербайджанские акции, участившиеся в последнее время в Иране, перешли все мыслимые грани. Официальный Баку, обычно сдержанно воспринимавший перманентно проявляющуюся азербайджанофобию у иранских властей, теперь вынужден реагировать жестко и предельно открыто. Этого требует защита национальных интересов нашей страны, последовательно отстаивающей свое суверенное право жить так, как считают нужным ее граждане, а не так, как того желали бы отдельные мировые силы, в частности лидеры соседнего муллократического государства.
Настоящая антиазербайджанская истерия развернулась в ИРИ накануне конкурса «Евровидение», который в этом году проводится в нашей столице. На пресс-конференции для иностранных журналистов, приехавших в Азербайджан с целью освещения песенного конкурса, заведующий отделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Азербайджана Али Гасанов заявил, что Иран очень ревностно воспринимает развитие и укрепление Азербайджана.
«Мы неоднократно говорили нашим иранским партнерам о неприемлемости вмешательства во внутренние дела Азербайджана, неоднократно заявляли, что мы выбрали светскую модель развития. Однако, несмотря на это, Иран продолжает выступать с заявлениями, устраивает провокации перед нашими дипломатическими представительствами. Все это не соответствует принципам добрососедских отношений», — отметил А.Гасанов.
Касаясь обвинений иранской стороны в том, что Азербайджан, дескать, ведет антиисламскую политику, представитель официального Баку подчеркнул: «Азербайджан является светским государством, уважающим и свои исламские традиции. Мы не желаем подражать кому-либо в этом плане и становиться такими мусульманами, коими нас хотели бы видеть другие страны. Мы являемся мусульманами по Корану».
А.Гасанов констатировал тот факт, что Азербайджан выстроил партнерские отношения как с Израилем и США, так и с Россией и Ираном. «Иран желает, чтобы Азербайджан дружил лишь с его друзьями и враждовал с его врагами. Мы же изначально построили свою внешнюю политику таким образом, что друг Ирана не может автоматически быть нашим другом, а его враг — нашим врагом. И с Ираном, и с другими государствами мы строим отношения, исходя из наших собственных национальных интересов». Вместе с тем он вновь подтвердил, что территория Азербайджана никогда не будет использоваться против Ирана и, одновременно, не может быть использована против Израиля и Запада.
В заявлении А.Гасанова особый акцент сделан на то, что в Иране проживают 30 миллионов азербайджанцев, интересы которых Азербайджан также учитывает: «Ведь каждая сброшенная на Иран бомба может ударить по этим людям».
На последние акции Ирана отреагировали и депутаты Милли меджлиса Азербайджана. Они указали на несоответствие интересам нашей страны тесного сотрудничества между Ираном и Арменией. Так, Мубариз Гурбанлы отметил, что «Иран — мусульманская страна и не должна поддерживать Армению, оккупировавшую двадцать процентов территории Азербайджана». А Ганира Пашаева обратила внимание на то, что «хотя Иран является мусульманским государством, мы так и не услышали в мае ни одного заявления от иранского руководства, осуждающего продолжающуюся 20 лет оккупацию Шуши и Лачина».
Глава пресс-службы МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев в связи со сложившейся ситуацией напомнил, что «Азербайджан — независимое государство, и вмешательство в его внутренние дела недопустимо». Кроме того, наше внешнеполитическое ведомство держит в центре внимания ситуацию в связи с арестом в Иране двух граждан Азербайджана — молодых литераторов Фарида Гусейнова и Шахрияра Гаджизаде. «К сожалению, иранская сторона не предоставляет информацию не только о содержании этих лиц, но и касательно их ареста», — заявил Э.Абдуллаев, заверив при этом, что «мы сделаем все возможное для освобождения наших граждан».
Между тем посол Ирана в Азербайджане Мухаммедбагир Бахрами вызван в Тегеран для проведения консультаций. В качестве причины этого шага названо оскорбление духовного лидера ИРИ аятоллы Хаменеи в ходе недавних акций протеста перед посольством Ирана в Баку.
Следует отметить, что в ходе акций протеста в Баку, действительно, использовались фотографии лидеров Ирана с критическими комментариями. Но при этом власти Исламской Республики почему-то не учитывают, что акции в нашей столице были реакцией на антиазербайджанские митинги в иранских городах, в ходе которых звучали оскорбления в адрес азербайджанского руководства. По какому же праву Иран требует от других того, чему не следует сам? И не лучше ли для властей соседнего государства решать внутренние проблемы, а не провоцировать у себя в стране антиазербайджанскую истерию? А то складывается впечатление, что антиазербайджанизм становится идеей фикс иранского режима.
Проявлением этого, судя по всему, следует считать и аресты десятков азербайджанцев — граждан ИРИ, протестовавших в последние дни против высыхания озера Урмия. Участники акций протеста в южноазербайджанских городах Тебризе, Урмие, Маранде, Мияне уверены, что уничтожение озера является частью преднамеренной политики Тегерана, вынуждающего этнических азербайджанцев покинуть свою землю.
Натиг НАЗИМОГЛУ
Азербайджанские
известия. – 2012. - 23 мая. – С. 1.