«О том, что
творится вокруг Шуши, молчать нельзя»
Хавва МАМЕДОВА, ученый-историк, член правления азербайджанской общины Нагорного Карабаха:
8 мая — день армянской оккупации Шуши, одна из самых трагических дат в истории нашего народа. И хоть прошло двадцать лет, этот древний город все также остается азербайджанским, поскольку рано или поздно мы вернемся в него. О том, как и кем он был основан, что в нем происходит сейчас, корреспонденту «Азербайджанских известий» Элеоноре АБАСКУЛИЕВОЙ рассказала Хавва МАМЕДОВА, историк, доцент Академии госуправления при президенте Азербайджана, член правления азербайджанской общины Нагорного Карабаха.
— На армянских сайтах, да и в печатных изданиях последних лет нередко сообщается о том, что Шуша — древний армянский город. Что вы как историк можете сказать по этому поводу?
— И самим армянам, особенно историкам, и нам вкупе с российскими специалистами (как известно, история нашей страны тесно связана с Россией) хорошо известны обстоятельства возведения Шуши. Основатель Карабахского ханства Панахали хан из-за постоянно продолжающихся междоусобных войн вынужден был строить оборонительные укрепления. В 1748 году была построена крепость Баят, а через четыре года — крепость Шахбулаг. Однако оборонительные возможности этих укреплений были недостаточны, и обеспечить необходимую безопасность с их помощью не представлялось реальным. И тогда Панахали хан принял решение возвести еще одну твердыню в более неприступном месте — на горном плато, находящемся на высоте 1300-1600 м над уровнем моря, окруженном с трех сторон обрывистыми скалами. Мирза Джамал Джаваншир, который долгие годы занимал пост визиря Карабахского ханства, в своей «Истории Карабаха» («Карабахнамелер») пишет об этом: « Нам надо построить между горами и в непроходимом месте такой вечный и несокрушимый замок, чтобы даже сильнейший враг не смог окружить его». После завершения строительства новой крепости, получившей вначале название Панахабад, столица ханства из крепости Баят была перенесена туда. Затем она была переименована в Шушу (от тюркского «шиш» — острый, т.е. построенная среди остроконечных скал). В Шуше, помимо многочисленных свидетельств мусульманской культуры, немало древних албанских памятников. Оккупанты, как было не раз с другими остальными доказательствами истории соседних народов (вспомните, книгу И.Чавчавадзе «Вопиющие камни»), арменизируют их, заменяя албанские надписи на камнях на свои, пытаясь таким образом убедить мир, что Нагорный Карабах еще с древних времен был населен армянами. Однако исторические факты неопровержимо свидетельствуют о другом. После заключения Туркменчайского договора в 1828 году Россия, намереваясь укрепиться как на Кавказе, так и в Турции с помощью армян, упразднила Албанскую патриаршую автокефальную церковь и подчинила ее Эчмиадзину, а земли проживания албан, Карабах в том числе, заселила армянскими переселенцами из Персии и Турции. Для их размещения на землях азербайджанцев, как пишет русский исследователь Н.Н.Шавров в книге «Новая угроза русскому делу в Закавказье» (1911), армянам было выделено более 200 тысяч десятин государственных земель, не говоря об остальных льготах. До того, как в 1923 году советская власть создала НКАО, именно Шуша была центром Нагорного Карабаха. К сожалению, до этого времени не велись исследования истории Нагорного Карабаха, не фиксировались имевшие место столкновения, связанные с заселением армянами земель азербайджанцев. Однако в документах российских чиновников порой дается достоверный анализ создавшейся обстановки, приводятся высказывания того же Грибоедова о недовольстве коренных жителей, условия жизни которых ухудшались в связи с политикой арменизации края, ведущейся царизмом.
Однако армянские домыслы о том, что Шуша — древний город этого этноса, убедительно опровергаются и нашими, и российскими источниками, в которых однозначно говорится о национальном составе населения Шуши, состоящем из тюрков, это же подтверждают и топонимика, и, конечно, история появления здесь армян, которые были пришлым, а не автохтонным населением края.
— Что вам известно о том, как выглядит сегодня Шуша?
— Прежде всего хочу сказать о том, что хорошо известно нам и неведомо остальным. Что Карабах, и Шуша в частности, — культурный центр Азербайджана, давший своему народу и человечеству таких корифеев культуры, как Узеир Гаджибеков, Фикрет Амиров, Ниязи, Афрасияб и Шамси Бадалбейли. Музыкальная энциклопедия Шуши с именами шушинцев заняла бы множество томов, как, впрочем, и любая другая, посвященная художникам, поэтам и писателям, ученым и ханенде, творчество которых питала эта благодатная земля. В этом городе было 17 кварталов, и в каждом были свои мечети, родники и бани. Описание архитектурных и исторических достопримечательностей занимает огромное число страниц, недаром Шуша признана объектом ЮНЕСКО. Восстановлению и сохранению имевшихся в ней памятников культуры и истории Шуши много сил отдал общенациональный лидер Гeйдaр Aлиeв, стараниями которого была найдена могила выдающегося поэта Вагифа и сооружен мавзолей над ней. Были созданы музеи Уз.Гаджибекова, Бюльбюля, поэтессы Хуршид Бану Натаван, родник ее имени, всего не перечислишь. Недаром шушинцы считали период руководства республикой Гeйдaром Aлиeвым расцветом Шуши. Поражает, с каким вниманием и заботой относился лидер нашего народа к этому замечательному городу, как, впрочем, и всему Нагорному Карабаху. Я говорю об этом потому, что 8 мая — нынешняя трагическая дата в истории Шуши и всего азербайджанского народа — не только разрушила счастье наших соотечественников, живших в НК, которые сегодня размещены в 58 районах нашей страны, но и превратила в развалины прекрасный город с его замечательными памятниками природы, архитектуры, истории, мечетями и многим другим. Расстрелянные бюсты великих, разрушенные храмы, оскверненные кладбища… Депутаты Милли меджлиса, побывавшие в Шуше два года назад, рассказывали, что там живет не больше тысячи человек, большинство которых армяне, прибывшие из-за рубежа, в основном из Сирии. Тут тоже своя хитрость: армяне, понимая, что рано или поздно мы вернемся, заложили возможность будущего столкновения азербайджанцев с нынешними жителями. Под видом реставрации они арменизируют мечети, стараясь достичь двух целей: во-первых, убирают следы мусульманского присутствия, во-вторых, показывают свое, якобы, благородство перед миром. О Шуше нельзя говорить только в прошедшем времени. Шуша — наше прошлое, настоящее и будущее!
— Какие, на ваш взгляд, цели преследуют обращения Милли меджлиса Азербайджана, омбудсмена, вашей общины к международным организациям, парламентам стран мира?
— Мы пытаемся всеми силами докричаться до мира, объяснить международному сообществу, что Армения агрессор и что нельзя уравнивать с ним жертву. Мы хотим, чтобы международные нормы и принципы не изменялись в угоду двойным стандартам. Распоряжение президента Ильxaма Aлиeва о мероприятиях в связи с 20-летием оккупации Шуши — четкая установка для нас всех продолжать эту работу. Мы пишем книги, раскрывающие правду о происходящем, а они не без помощи армян исчезают из зарубежных библиотек. В этом мы не раз убеждались, бывая в разных странах. Они продолжают фальсифицировать не только давние события, но и то, что происходило недавно. Как известно, в Сумгайыте погибли 26 армян, сегодня на сайте, посвященном Сумгайыту, уже гуляет цифра — более 400 человек. Молчать нельзя.
Азербайджанские
известия. -2012. – 8 мая. – С. 8.