Ирана ТАГИЗАДЕ, режиссер: «Араблинский оставил огромный след в национальном театральном искусстве»

 

Заслуженный деятель искусств Азербайджана режиссер Ирана Тагизаде приступает к работе над новым большим проектом. Она будет ставить спектакль по пьесе известного драматурга, народного писателя Эльчина «Актер» об основоположнике азербайджанского профессионального театрального искусства Гусейне Араблинском. Интересно и то, что режиссер РДТ впервые осуществляет постановку в Аздраме. О деталях первой премьеры театрального сезона Азербайджана 2013 года режиссер Ирана ТАГИЗАДЕ рассказала в интервью Trend Life.

— Ирана ханым, спектакль «Артист» — это ваша вторая подряд работа по произведению Эльчина

— Мне очень приятно работать с Эльчин муаллимом. Это человек безумно талантливый и каждый раз меня удивляет, влюбляет в свои произведения. Пьеса «Телескоп», которую я поставила в этом году, мне очень нравилась. А сейчас я готовлю не менее интересную постановку «Артист». Я повторяла и снова скажу, что это еще один алмаз в сокровищницу азербайджанской драматургии. Пьеса бесподобная. Здесь есть и масштаб, и размах. Галерея великолепных образов, человеческих типажей и страстей. Надеюсь, что постановка у нас получится. Я иду на успех, потому что по-другому в нашем деле невозможно.

— «Телескоп» — пьеса на ирреальную тему, «Артист» же посвящен конкретному человеку…

— Это пьеса о нашем гениальном актере и режиссере Гусейне Араблинском. Для Азербайджана он все равно что для России Василий Качалов. Араблинский был одним из основоположников азербайджанского профессионального театрального искусства. Вся его жизнь — на разрыв аорты, деятельность, страстный трагический финал заставляют о многом задуматься. Талантливых людей надо понимать, а бездарность сама пробьется. Араблинский родился в то время, когда был абсолютно точно не всеми понят. Только по прошествии времени стало понятно, сколь огромный след в азербайджанском театральном искусстве он оставил. Приятно осознавать, что мне в моей творческой судьбе выпала такая возможность — поставить спектакль об Араблинском. Уверена, что эта пьеса будет интересна всему театральному миру и многие режиссеры захотят ее поставить в других театрах. И не только в Азербайджане.

— Как представляется, личность и творчество Араблинского оценены потомками не в полной мере…

— Да, это глыба. О нем писали статьи и научные труды, но пьесы не было. Интересно, что Эльчин муаллим подошел к этому произведению не биографично, а скорее аллегорично. Художник и театр. Мне это близко и позволяет активней работать сердцу и мозгу. Я сейчас постоянно хожу с этой пьесой, перечитываю. Многие сцены могу сама наизусть процитировать.

— Каким будет Араблинский? Это спектакль о трудностях понимания его в Азербайджане начала XX века или будут раскрыты его внутренний мир и противоречия, которые есть у любого творческого человека?

— Он будет мощным и яростным, трепетным и жестоким. Это был человек, положивший всю жизнь на алтарь искусства. Облагораживать и делать его приглаженным неинтересно. Образ Араблинского очень выпукло и ярко написан автором.

— Нынешняя постановка интересна и тем, что впервые режиссер Русского драматического театра будет ставить спектакль в Аздраме. Как в ней объединены культура и стилистика двух театров?

— Это хороший вопрос. Да, нам предстоит слияние двух разных направлений и школ. Я сама оканчивала институт в Баку, но проходила двухгодичные режиссерские курсы в Москве. У меня школа наполовину азербайджанская, наполовину русская. Моими педагогами в Баку были Тофиг Кязымов и Мехти Мамедов, а в Москве — Анатолий Эфрос. Я проходила также мастер-класс у Питера Брука — тоже в Москве. Кстати, художником спектакля будет Татьяна Мельникова из Санкт-Петербурга, с которой я уже работала. В постановке заняты 22 актера. Спектакль масштабный и многонаселенный. Три актера приглашены из РДТ. Думаю, что такое смешение во благо. Это правильный и современный подход. Всегда нужна новая кровь, такой коктейль необходим. Он пойдет на благо пьесы и спектакля. В целом я считаю, что если актеры Аздрамы будут участвовать в постановках РДТ или Театра музкомедии — это тоже во благо театру в целом. Кровь должна бродить. Слияние необходимо. Я не говорю об объединении театров, но обмен опытом и школами пойдет всем на пользу.

— Будут ли использованы кадры из немого кино, в которых снимался Араблинский? Ведь о ваших работах часто говорят, что они кинематографичны.

— Всех секретов и фишек раскрывать не буду. Может быть.

— «Телескоп» имел большой успех. После той премьеры вам захотелось вновь поставить спектакль по произведению Эльчина или автору понравилась ваша работа, и он снова предложил вам творческий тандем? Ведь раньше вы ставили сначала итальянского автора, затем русского и опять европейского. А сейчас дважды подряд — пьесы азербайджанского драматурга и притом такие аллегоричные произведения.

— Бесспорно, автора заинтересовала моя работа, а мне понравилось работать с его драматургией. Мы с ним долго беседовали. Эльчин муаллим — очень интересный собеседник. Он многогранен. Я прочитала много его повестей и новелл. Однажды он предложил почитать пьесу «Артист». Я считаю, что у нас сложился хороший тандем. Повторюсь, что ставить спектакль для меня, Ираны Тагизаде, про Араблинского — большая честь. И я рада, что делает это азербайджанка, женщина, а не приглашенный режиссер из-за рубежа. Для меня Араблинский — отец азербайджанского театрального искусства. Я также рада, что впервые ставлю спектакль о реальном человеке. Не каждому режиссеру доводится ставить спектакли о реальных героях, внесших огромный вклад в театральное наследие Азербайджана.

Азербайджанские известия.- 2012.- 28 ноября.- С.-1