Гумбат ИМАНОВ, глава азербайджанской общины «Бирлик» Костанайской
области Казахстана: «Общность языка и культур не позволяет нам чувствовать себя
как на чужбине»
Азербайджанская диаспора в Казахстане насчитывает более 200 тысяч человек. Как неоднократно отмечал в своих выступлениях президент страны Нурсултан Назарбаев, это — хороший мост для взаимного сотрудничества, азербайджанцы вносят немалый вклад в развитие независимого Казахстана и принимают активное участие во всех сферах жизни общества. Продолжение этой мысли — в беседе корреспондента «Азербайджанских известий» Галии АЛИЕВОЙ с главой азербайджанской диаспоры «Бирлик» Костанайской области Гумбатом ИМАНОВЫМ.
— Сколько азербайджанцев проживает в Костанайской области?
— Граждан Казахстана азербайджанской национальности — порядка 4 тысяч человек, а членами диаспоры считаются более 12 тысяч наших соотечественников, которые живут и работают в Казахстане, оставаясь гражданами Азербайджана.
— В основном это, конечно, мужчины?
— Нет, я бы не стал утверждать так. Женщин в нашей общине тоже достаточно.
— Чем занимаются наши земляки в Костанае?
— В основном торговлей, ресторанным бизнесом, фермерством. Кроме того, есть известные врачи, кардиохирурги, учителя, госслужащие, ученые. Например, доктор геолого-минералогических наук, профессор Низами Джафаров — руководитель одной из крупнейших геологоразведочных фирм. Или преподаватель индустриального университета, кандидат технических наук Камандар Мамедов. Если сравнить с той же грузинской или армянской диаспорами, которых примерно в десять раз меньше и представители которых часто уезжают-приезжают, азербайджанцы здесь живут постоянно. То есть наш статус и представительство в госорганах неизмеримо выше, чем у наших соседей по Южно-Кавказскому региону. Армяне в основном занимаются строительством, асфальтированием дорог — то есть сезонными работами. Да и в материальном плане наши земляки благополучнее. Вот недавно отмечали День города, строили Этногородок — каждый домик обустраивали в соответствии со своими национальными традициями, в основном деревенскими: колодец, телега, стог сена, коромысло, плуг, коса и т.д. Наше подворье заняло первое место и удостоилось специального приза и благодарственного письма от акимата (городской мэрии).
— Верно ли, что первые азербайджанцы появились здесь в середине 50-х, с началом освоения целины?
— Нет, это произошло гораздо раньше, в тридцатых годах ХХ века. Первая волна миграции относится к концу 30-х годов, в 1944 году прошел второй этап массового переселения азербайджанцев, проживавших на территории Грузинской ССР. Наконец, третий «переселенческий» цикл выпал на середину 50-х, время целинной эпопеи. По официальным данным, на рубеже 50-60-х годов в Казахстан перебирается порядка 15 тысяч жителей нашей республики. Среди целинников-азербайджанцев есть и Герои Соцтруда, и орденоносцы. В настоящее время наиболее компактно азербайджанцы живут в Шыммкентской, Жамбылской, Алматинской, Кызылординской областях — именно в эти регионы был направлен первый поток переселенцев. Теперь это старожилы азербайджанской диаспоры, наиболее плотно «вписавшиеся» в уклад местной жизни. В последнее время миграция из Азербайджана в Казахстан резко сократилась. Это связано с развитием экономики Азербайджана, появлением новых рабочих мест. Хочу отметить, что, несмотря на достаточно частые случаи столкновения на межнациональной почве с участием представителей различных национальных групп в странах бывшего Советского Союза, Казахстан в этом отношении являет собой позитивный пример для многих бывших республик СССР.
— То есть уровень толерантности в вашей стране вы оцениваете как высокий?
— Безусловно. Целину поднимали представители 150 национальностей, для которых понятия «дружба», «братство», «интернационализм» не были пустым звуком. Коренное население — казахи — всегда были и остаются очень доброжелательными людьми. Особенно по отношению к нам, азербайджанцам. Возможно, на это влияют близость наших культур, принадлежность к одной языковой группе, единая вера.
— Развитие родного языка, как известно, является одной из главных задач национально-культурных автономий.
— Совершенно верно. Одна из главных задач, которую решают азербайджанские национальные центры, — это, с одной стороны, расширение сферы использования родного языка, который, к сожалению, был в значительной степени утрачен в 50-е-80-е гг. XX века, и ныне многие азербайджанцы в Казахстане говорят на языке, который отличается от литературного азербайджанского. А вторая цель — это все-таки расширение сферы применения казахского языка, который, и это признают сами представители азербайджанской диаспоры, далеко не всегда в достаточной степени освоен представителями диаспор в разных районах страны.
— Как складываются отношения с проживающими здесь армянами?
— Скажем так: мы с ними и не дружим, и не ссоримся. Каждый сам по себе. Конечно, вынуждены встречаться на мероприятиях в Доме дружбы, именно там расположены офисы семнадцати национальных диаспор Костанайской области, которые входят в Ассамблею народов Казахстана. Раньше были какие-то незначительные конфликты, но мы улаживали их, встречались с главой армянской общины, садились за стол переговоров. А как иначе? Договаривались. Последние три года — относительное затишье. Это вначале они негодовали, когда наша организация только-только вставала на ноги. Это было шесть лет назад. Сейчас вроде успокоились.
— Новруз байрамы празднуете широко, с размахом?
— А как же! На главной городской площади. Вначале арендовали юрту, а вот недавно купили, сейчас это наша собственность. Внутри юрты — убранство азербайджанское, с новрузскими сладостями и угощениями, мангалом, пловом, самоваром, традиционными сямяни и хончей. Весело празднуем, от души.
— Рейтинг азербайджанской диаспоры Казахстана высокий?
— Высокий. Об этом свидетельствует не только материальный и социальный статус наших земляков, но и многочисленные благодарности от представителей городской и республиканской администраций. Вот что написано на специальным призе: «За высокое служение гуманистическим идеалам добра, духовного согласия, укрепления мира и толерантности выражаем свою признательность и благодарность азербайджанской общине «Бирлик» Костанайской области. Подпись — президент Назарбаев». Кстати, я — единственный пока азербайджанец, член Ассамблеи народов Казахстана.
— Ее цели и задачи, конечно, — объединять народы страны?
— Абсолютно верно. Деятельность Ассамблеи народов Казахстана направлена на то, чтобы максимально сблизить органы государственной власти, на которые возложены функции регулирования и контроля за ситуацией в межнациональной сфере с интересами тех, кто в своей каждодневной жизни соприкасается с представителями других народов и национальных групп. И, судя по последнему визиту делегации ассамблеи в Москву (а в ее составе были и представители азербайджанской диаспоры), эти задачи решаются достаточно успешно.
— Офис вашей диаспоры только в областном центре?
— Нет, не только. Представители нашей диаспоры активно работают в трех городах и четырех районах области. Их деятельность координируется головным офисом, который расположен в Костанае. Только в нынешнем году мы четырежды выступали по местным телеканалам и в электронно-бумажных СМИ, рассказывали о нашей исторической родине, с которой ни на минуту не прерываем связи, рассказывали о достижениях Азербайджана, стремительном его развитии. Каждая наша поездка на родину сопровождается тем, что привозим с собой как можно больше материала: видео, книги, газеты — для наглядности.
— Сами-то в Казахстане живете давно?
— Более тридцати лет. В 1980 году я окончил Азербайджанский институт нефти и химии, по направлению приехал в Казахстан, работал мастером по эксплуатации электрооборудования, главным инженером, инспектором Госэнергонадзора и т.д., пока не «дорос» до директора территориального департамента Комитета государственного энергетического надзора и контроля по Костанайской области Министерства индустрии и новых технологии РК. Практически — это статус главного энергетика области.
— Известно, что на целине часто создавали смешанные семьи. Сейчас ситуация иная?
— Время целины — это, конечно, особый период. Советский интернационализм и все такое прочее. Мы не проводили специального мониторинга, и статистики нет, но могу сказать, что и сейчас смешанные семьи в наших краях — явление не редкое. Конечно, не так, как раньше, но все-таки есть. Думаю, процентов десять вновь созданных семей — интернациональные. Наши азербайджанские девушки традиционно выходят замуж только за азербайджанцев, а вот наши парни могут жениться и на казашках, татарках, башкирках. Опять же — близость культур, религии.
— Тяжело было привыкать вам к другому климату, кухне, культуре?
— Да, пожалуй, первые десять лет были непростыми. Особенно тяжело было привыкать к зимней одежде, которую надо было носить примерно полгода. Да и сейчас, каждый раз возвращаясь из Баку, месяц хожу еще под впечатлением.
— Скучаете по кухне, например, — по ярпаг долмасы? Или все ингредиенты кулинарные можно купить на здешних рынках?
— Зачем на рынках? Виноград сам выращиваю, аж три сорта — белый, розовый и черный кишмиш без косточек. Вначале закрываю их теплым одеялом, потом целлофаном, а сверху — полметра снега, чтоб не замерзли. Пятый год уже снимаем урожай. Самым первым, в конце августа, поспевает черный кишмиш, сладкий-сладкий. Потом розовый, и вот сейчас, в начале октября, — белый. Супруга моя Елена Никифоровна, уроженка Костаная, такую замечательную долму из наших виноградных листьев готовит! Научилась и нашей кухне, и нашим национальным традициям — часто возил ее в Баку. Так что я даже не чувствую, что живу с представителем другой этнической и конфессиональной группы. Я благодарен своей жене и за то, что детей наших воспитала достойно — Азара, Ираду, Азизу. Вот они-то и держат меня здесь. Костанай — родина моих детей, и как бы я ни скучал по своей родине, по Азербайджану, я, конечно, по-своему очень люблю Казахстан. Прожив здесь столько лет, могу сказать, что это очень хорошая страна. Очень добрая, открытая, очень теплая.
Азербайджанские известия.-
2012.- 6 октября.- С.-4