Мы за диалог. Противостояние и
конфронтацию считаем для себя неприемлемыми.
Ильгар Велизаде, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» АМИ «Новости-Азербайджан»:
Сложнейшая геополитическая обстановка, в которой находится сегодня наша страна, предъявляет особые требования и к специалистам в области политологии. Именно их квалифицированные экспертные заключения могут быть полезными государственным органам при выработке тех или иных решений, а общественности — иметь достоверный анализ информации о политических процессах внутри страны и за ее пределами. На вопросы корреспондента «Азербайджанских известий» Элеоноры АБАСКУЛИЕВОЙ о том, насколько отвечает этим задачам работа клуба политологов, созданного более трех лет назад при АМИ «Новости-Азербайджан», каковы его цели и направления исследований, ответил руководитель проекта, политолог Ильгар ВЕЛИЗАДЕ.
— Какова была цель создания клуба экспертов и удалось ли выполнить поставленные задачи?
— Организуя при нашем международном информационном агентстве клуб политологов, мы хотели получить доступ к разнообразию мнений о происходящих событиях. Для этого было необходимо собрать известных в стране экспертов с целью обсуждения злободневных для Азербайджана тем, затрагивающих внешнеполитические проблемы в основном регионального характера, правда, в широком смысле слова. Основной целью создания нашего клуба «Южный Кавказ» была такая организация работы экспертов, чтобы наш читатель как основной потребитель производимой нами продукции получал бы достоверную информацию, подготовленную компетентными специалистами. Ну а если за рубежом есть люди, интересующиеся нашей страной и стремящиеся узнать о ней правду, то опубликованные на сайте клуба материалы будут им тоже весьма полезны.
За истекшие три года мы провели больше двадцати экспертных заседаний, материалы которых были опубликованы в местной и зарубежной прессе, получили на них отклики. И тогда было решено создать сайт клуба политологов, чтобы наши эксперты имели возможность отвечать на поступившие комментарии, вести полемику, дополнять опубликованные отчеты клуба новой информацией.
— В экспертное сообщество, которое вы создали, входят только местные политологи? Или вы привлекаете к работе клуба и зарубежных коллег?
— В основном, конечно, на заседания клуба собираются наши специалисты, но нередко к ним присоединяются и эксперты из России, Грузии, Казахстана, с которыми мы наладили тесное сотрудничество. Как правило, они участвуют в дебатах, в которых речь идет о вопросах, актуальных для нашего региона, а значит, затрагиваются национальные интересы государств, в которых они живут и работают. Причем взаимодействие происходит в зависимости от обсуждаемой проблематики. Скажем, если предметом исследований выбрана каспийская тематика, то, естественно, обсуждение ведется с российскими и казахстанскими экспертами, если говорим о проблемах Кавказа, то с грузинскими коллегами. Такой путь наиболее эффективен, но он не лишает наших зарубежных визави возможности участвовать в заседаниях клуба и на другие темы, главное — было бы желание. Тем более в век современных телекоммуникаций это не создает никаких проблем.
Не секрет, что за рубежом есть аналитики или те, кто считает себя таковыми, которые по тем или иным причинам высказываются порой необъективно по проблемам нашей страны или тому, что связано с ней. Поэтому одна из задач, которые мы ставили перед собой, — собрать в клубе политологов авторитетных экспертов, аналитиков, чье мнение ценится не только у нас, но и за рубежом, т.е. наиболее квалифицированную часть экспертного сообщества.
— Как определялся состав клуба?
— По востребованности, по публикациям, опыту работы. Среди тех, кто стал членом клуба политологов, люди с опытом работы в государственных структурах, в частности Министерстве иностранных дел, специалисты, работавшие в тех или иных странах и знающие о ситуации в них не понаслышке. Есть и молодые ребята, представители гражданского общества, активно участвующие в международных конференциях, форумах, в различных международных экспертных социальных сетях.
По прошествии времени выяснилось, что выбранный нами формат оказался очень удачным, поскольку, скажем, в сопредельных государствах ничего подобного не было. Что я имею в виду? Нет объединения политологов, в котором бы собирались эксперты разных специальностей, имеющие отличный от коллег круг интересов. Как правило, объединяются единомышленники, работающие в одной сфере. У нас состав оказался смешанный, если так можно сказать, но привлекательный своим разнообразием, неоднородностью подходов, а значит, продуцирующий более интересные идеи и предложения. Это его выигрышная сторона. Мы смогли привлечь внимание зарубежного сообщества к тем или иным проблемам, сформировать у них объективное мнение по затрагиваемым проблемам, что, как понимаете, очень важно. Подтверждением правильности выбранного формата стало то, что нас начали приглашать на различные международные мероприятия не просто как эксперта, а как членов клуба политологов. И когда мы поинтересовались, как о нас узнали, то нам говорили: «У вас интересные публикации, хотелось поближе познакомиться, узнать вашу точку зрения по обсуждаемым здесь проблемам». Года два назад мы участвовали в работе международной конференции в Тегеране, посвященной вопросам Центральной Азии и Южного Кавказа. Там интересовались нашим экспертным мнением по поводу развития кооперации государств Каспийского бассейна.
К нам обращаются из России, просят прокомментировать те или иные события, дать оценку каким-то фактам, связанным с нашей страной. Вот недавно был звонок из Penza — news, хотят с нами сотрудничать. Есть и другие предложения.
— На что вы делаете акцент в партнерстве с зарубежными коллегами и журналистами? Пытаетесь ли убедить их в своей правде или опровергнуть ошибочную точку зрения?
— Мы за диалог. Противостояние и конфронтация нам кажутся неприемлемыми в общении с такими же, как мы, экспертами. Тем более что большинство из них, за определенными исключениями, готовы обмениваться информацией, выслушивать другую точку зрения, не всегда совпадающую с их видением проблемы. Если диалог получается, значит, есть возможность убедить собеседника, довести нашу позицию до коллег, которые имеют определенный вес в своем сообществе и с чьими мнениями считаются.
Вот недавно мы провели видеомост с российскими экспертами. Шла речь и о Габалинской РЛС, вопрос продления срока аренды которой активно муссируется в обеих странах. Из выступлений российских экспертов стало ясно, что в Москве с пониманием относятся к условиям, выдвинутым Азербайджаном. А это в свою очередь отражает характер азербайджано-российских отношений, говорит о том, что ни Москва, ни Баку не заинтересованы в их обострении. В основном мы работаем на постсоветском пространстве. И не только с теми странами, которые я называл, но и с Украиной, Беларусью. Однако возможности социальных сетей, Интернета позволяют нам обсуждать многие вопросы и особенно важную для нас проблему урегулирования карабахского конфликта и с экспертами дальнего зарубежья, во всяком случае с теми, кто к этому стремится.
Элеонора Абаскулиева
Эхо.- 2012.- 10 октября.- С.-1