Спасти лео

 

Соглашение о сотрудничестве IDEA с WWF-Россия предусматривает реализацию программы реабилитации редких животных

 

 

Во время работы недавнего форума Азербайджанской молодежной организации России (АМОР), прошедшего в Москве, состоялось подписание соглашения о сотрудничестве международной экологической организации IDEA с российским представительством Всемирного фонда дикой природы (WWF). Документ предусматривает развитие программ по восстановлению европейского зубра и переднеазиатского леопарда.

В соглашении, подписанном директором WWF-Россия Игорем Честиным и учредителем IDEA, вице-президентом Фонда Гeйдaра Aлиeва Лейлой Aлиeвой, важное место уделено развитию взаимодействия в области охраны природы двух стран по таким направлениям, как внедрение и популяризация передовых экологических практик, технологий и стандартов, формирование экологического сознания населения.

В первой секции форума «Ответственность во имя чистого будущего», которую вел декан факультета прикладной экономики и коммерции Московского государственного института международных отношений Алексей Свищев, с научными докладами выступили академик, ректор Академии государственного управления при президенте Азербайджанской Республики Урхан Алекперов, глава Благотворительного комитета и лидер экологических программ PwC Карина Худенко, координатор программы WWF по биоразнообразию Владимир Кревер, эколог, глава Азербайджанского социально-экологического центра «ЭкоСфера» Фируза Султанзаде, а также фотограф журнала National Geographic, филантроп Реза Дегатио имя будущегоСогласно подписанному документу, рассчитанному на три года, предусматриваются также содействие развитию системы особо охраняемых природных территорий региона и проведение анализа последствий изменения климата для социально-экономического развития Кавказа. Для реализации этих планов стороны намерены ежегодно разрабатывать и совместно утверждать рабочие планыы привыкли к тому, что в Европе не обитают львы, тигры и леопарды. Но если считать границей Главный Кавказский хребет, то в этой части света живет одна из гигантских кошек. Правда, специалисты все чаще задаются вопросом: живет ли? Всего 100 лет назад леопард был вполне обычен по всему Кавказу. Его переднеазиатский подвид ранее обитал на территории от Северного Кавказа до Красного моря и от Босфора до Пакистана, однако в XX веке область его распространения значительно сократилась. Население региона росло, а вместе с ним росли стада и отары. Параллельно уменьшалась численность диких копытных. Пятнистому хищнику ничего не оставалось, кроме как включить в свой рацион домашний скот. В ответ человек объявил ему войну на уничтожение. Теперь леопард все чаще погибал в капканах, петлях и других ловушках. Только в окрестностях Тбилиси в последние годы XIX века за четыре сезона были убиты десятки зверей, что по местным меркам фактически равноценно полному уничтожению местной популяции. К 1950-м годам на российском Кавказе сохранились лишь единичные особи леопарда. Сегодня они лишь изредка туда заходят из Ирана через страны Южного Кавказа.

А последние дикие популяции европейского зубра были истреблены еще в начале XX века. С 1996 года российское представительство WWF при поддержке своих немецких коллег реализует программу по созданию вольно живущей популяции зубров в лесах Европейской части России.

 

Владыка лесов

 

Своеобразным убежищем для бывшего владыки кавказских лесов некоторое время оставалась территория в горах Западного Кавказа площадью 552 тыс. га, круглогодично охраняемая от браконьеров. Здесь не было постоянно проживающего населения и домашнего скота, что позволяло поддерживать высокую численность копытных. Но в годы революции и гражданской войны охотничье хозяйство было разрушено, а его обитатели стали добычей красных, белых, зеленых дезертиров и просто голодных вооруженных людей.

В 1924 году на этих землях был учрежден Кавказский заповедник, но массовое браконьерство продолжалось все 1920-е и 1930-е годы, не говоря уже о периоде Великой Отечественной войны. Только в послевоенные годы поголовье копытных начало понемногу расти, но к этому моменту в регионе уже оставались считанные экземпляры леопарда. Трудно сказать, сумела бы столь малочисленная популяция выжить, но именно в эти годы на Кавказе, как и по всей стране, началась массовая борьба с волками, в ходе которой широко использовались отравленные приманки. На численность волков эта кампания повлияла слабо, зато леопардам нанесла решающий удар: к 1950-м годам относятся последние достоверные сообщения о леопардах и их следах на Кавказе.

Леопард — зверь крайне скрытный, и непосредственные встречи с ним в природе чрезвычайно редки, но не заметить его присутствия в той или иной местности знающему человеку невозможно. Зимой он оставляет следы на снегу, а летом — на мягкой земле (у водопоев). Но самое главное — леопарды метят границы своих владений, оставляя характерные царапины на земле и на деревьях.

Именно такие знаки искали специалисты в начале двухтысячных на Кавказе и обнаружили признаки присутствия леопарда на западе Дагестана, а также в горных районах Чечни. Первым практическим шагом к возвращению леопардов на Северный Кавказ стало создание Центра разведения и реабилитации леопардов, который разместили невдалеке от трассы Сочи—Красная Поляна, в адлерской лесной зоне, на юго-западном склоне горы Кепша.

 

Дом родной, Кавказ

 

Для специалистов совершенно очевидно, что медлить с реинтродукцией (так официально называется выпуск того или иного вида в места, где он когда-то обитал) нельзя. Жизнь крохотной группы леопардов на Северном и Южном Кавказе теплится только благодаря миграции зверей из Ирана, где на склонах Эльбурса обитает самая крупная популяция переднеазиатского леопарда — более полутысячи единиц. Ее благополучие обеспечивается сетью резерватов, оснащению и охране которых могут позавидовать многие заповедники.

В нашей стране научно-практическую работу по изучению и сохранению популяции леопардов проводит Кавказское представительство Всемирного фонда дикой природы. В 2009 году был даже принят Национальный план действий по сохранению леопарда в Азербайджане, предусматривающий комплекс мер на ближайшие пять лет. По словам главы Бакинского офиса WWF Эльшада Аскерова, в рамках проекта на своих пилотных участках отечественные специалисты содействуют укреплению охранного режима в местах их обитания. Например, на Ахар-Бахарском участке Илисуйского заповедника, там, где река Алазань впадает в Мингячевирское водохранилище, обнаружены следы жизнедеятельности леопарда. «На другом берегу Алазани, — рассказал он, — на территории нацпарка Вашловани, наши грузинские коллеги успели сделать фотографии леопарда фотоловушками, установленными экологами их неправительственной организации «Накрес». Мы стараемся укрепить охранный режим этой территории, расположенной вблизи двух хребтов: Дашузского и Ахар-Бахарского».

Таким образом специалистами-зоологами России и Азербайджана разработана вполне конкретная Программа реинтродукции переднеазиатского леопарда на Кавказе. Общая схема действий выглядит так: несколько животных, взятых из зоопарков, селят в вольерах поблизости от их предполагаемых владений. В этом временном пристанище леопарды размножаются, и уже их дети, взрослея, выходят на волю — здесь же, рядом с родным вольером. Дальше они будут размножаться уже на воле и расселяться сами. Людям останется только наблюдать за процессом (каждый выпускаемый на волю леопард получит радиоошейник) и по мере необходимости добавлять в группу основателей новых животных, чтобы обеспечить необходимое генетическое разнообразие создаваемой популяции.

Хотя котят впоследствии и ждет переезд за пределы своего дома, но, так или иначе, леопард вновь ступит на землю Кавказа. И, надо надеяться, больше ее не покинет

Галиа AЛИEВА

Азербайджанские известия.- 2012.- 17 октября.- С.-2