Владимир СОКОР, ведущий научный
сотрудник Фонда Джеймстауна: «Ереван сознательно провоцирует
эскалацию»
В отличие от официальных представителей различных международных организаций, высказывающих личную точку зрения, в том числе по карабахскому урегулированию, лишь после ухода с занимаемого поста известный американский политолог, ведущий научный сотрудник Фонда Джеймстауна Владимир СОКОР никогда не скрывал своего мнения по данному вопросу. Эту его позицию подтверждает и предлагаемое вниманию читателей интервью агентству Day.az.
— Как, на ваш взгляд, отразится на мирном процессе по Карабаху открытие аэропорта на оккупированных землях Азербайджана?
— Мне кажется, Ереван просто хочет спровоцировать Азербайджан к силовым действиям, своим этим шагом хочет дискредитировать Баку. И в случае, если Азербайджан ответит на этот шаг силой, то армянская сторона будет называть его агрессором. А если Баку ничего не предпримет, то Ереван назовет его слабым и недееспособным. Поэтому мне кажется, что открытие аэропорта в Карабахе — это политическая и психологическая операция Еревана. В открытии такого аэропорта нет никакой необходимости — из Еревана до Карабаха можно доехать на машине. Так что Ереван сознательно пошел на риск эскалации.
— Можно ли в условиях сознательного провоцирования с армянской стороны ожидать подвижек в урегулировании конфликта?
— К сожалению, в ближайшее время я не вижу никакой перспективы. Надо работать. Надо работать терпеливо, надо укреплять политическое присутствие и влияние Азербайджана на Западе.
— В первую очередь, наверное, в Вашингтоне?
— Не только в Вашингтоне. Конечно, Вашингтон — это важнейший центр, но надо уделять большое внимание и столицам Евросоюза.
— Кстати, как могут итоги грядущих выборов в США отразиться на американской политике на Южном Кавказе и решении региональных проблем безопасности?
— Это невозможно предвидеть, потому что заявления в рамках предвыборной кампании в США редко отражают политические намерения кандидатов. Трудно говорить о будущих действиях нынешнего кандидата, исходя из его предвыборных обещаний.
— Однако госсекретарь США Хиллари Клинтон во время визита на Южный Кавказ этим летом заявила, что американцы активизируются в карабахском урегулировании. Есть ли у американской стороны реальные возможности для того, чтобы достичь заметных продвижений в переговорном процессе?
— Возможности есть, но это, увы, не является важнейшим приоритетом для Штатов. Есть уровень приоритетов в американской политике. Порядок этих приоритетов построен в соответствии с множеством существующих сегодня вызовов. К сожалению, Южный Кавказ на этом этапе не важнейший приоритет.
— Можно ли повысить уровень значимости проблем безопасности Южного Кавказа в американской внешней политике?
— Чтобы повысить этот уровень, нужно убедить США в том, что Азербайджан является частью американской политики в отношении Европы. Это уже было сделано в середине 1990-х годов, когда Вашингтон считал Азербайджан частью американской политики в Европе в плане энергетической безопасности. Сегодня этого в политике Америки относительно Азербайджана практически не ощущается, и поэтому приоритет Азербайджана в глазах Вашингтона понизился. Это надо исправлять.
— И до тех пор американское руководство будет продолжать необъективно оценивать ситуацию в регионе? Какова вероятность, к примеру, полной отмены дискриминационной 907-й поправки в отношении Азербайджана?
— 907-я поправка — это пример вмешательства Конгресса в политику исполнительной власти США. А исполнительная власть ненавидит 907-ю поправку. Администрация как Буша, так и Обамы хотела избавиться от нее. Но это было невозможно решить из-за определенных кругов в Конгрессе, пляшущих под дудку армянской стороны. И потому американская администрация избрала более легкий выход из ситуации: 907-я поправка остается законом, но администрация исполнительной власти оставляет за собой прерогативу ее неприменения. Таким образом, выполнение этого закона ежегодно «замораживается» на год.
Азербайджанские известия.- 2012.- 23
октября.- С.-2