Звезда на все времена

Имя Шовкет Алекперовой стало легендой, эталоном культуры исполнения

«Человеку свойственно любить свое время. Шовкет Алекперова — звезда нашего времени. Она не только блистательно исполняла свои песни, но и преподносила каждую песню с большим чувством любви и благородства, тепла и неуловимого обаяния. Она всегда поражала слушателей своей высокой культурой сценического мастерства и личности. Большое спасибо». Так по-доброму, как о своем близком человеке, написал о замечательной певице один из ее почитателейот уже почти двадцать лет как ее нет среди нас — прекрасной певицы Шовкет ханым Алекперовой. Но в памяти народа жив ее голос, звучат песни, которые благодаря необыкновенно выразительному исполнению стали «хитами» ХХ века в Азербайджане.

Слушая любимые песни в исполнении Шовкет ханым, понимаешь, что ее искусство востребовано и в наши дни. Народ воздает ей по заслугам, восхищается немеркнущим, таким узнаваемым, «родным» голосом. Вот какие комменты рассыпаны по YouTube: «Уникальная певица! Такие люди не умирают, они постоянно в наших сердцах! Ее голос очаровывает! С возрастом он менялся, но все равно был потрясающим». И в самом деле невозможно забыть, с каким глубоким чувством и тонкостью она передавала настроение и образы таких изумительных песен, как «Эямгин  мащны», «Ахшам мащнысы» Тофика Кулиева, «Оху тар», «Эялмядин» Сяида Рустамова, «Йеня о баь олайдыГаджи Ханмамедова, «Кор ярябин мащнысы» Фикрета Амирова, «Эедяк цзц кцляйя» Эльзы Ибрагимовой, «Дяряляр» Эмина Сабитоглу и многих других песен азербайджанских композиторов разных поколений. Имя ее стало легендой, эталоном культуры исполнения.

Шовкет ханым пришла на сцену совсем юной. В многодетной рабочей семье Алекперовых все — и родители, и шестеро детей очень любили музыку. Мать была таристкой, и дети, по примеру матери, учились играть на различных инструментах. Шовкет выбрала кеманчу, а еще она очень увлекалась пением. В 1938 году шестнадцатилетняя Шовкет приняла участие в конкурсе, и ее исполнение мугама «Гарабах шикестеси» так понравилось самому Узеир беку, что она получила приглашение в Азербайджанский государственный хор. Так начиналась ее карьера певицы, затем были годы работы в Ансамбле песни и танца Азгосфилармонии.

В годы войны молодая артистка в составе концертных бригад часто выступала на фронте, исполняя патриотические и лирические песни. Иной раз приходилось петь по десятку раз за день, и это был ее личный вклад в будущую победу. Пение Шовкет вдохновляло бойцов, помогало переносить тяготы военного времени, ее песни дарили бойцам редкие минуты отдыха и воспоминаний о доме и близких.

В 1945 году Шовкет Алекперова становится солисткой Азгосфилармонии. Вернувшись к мирной жизни, она совершенствовала свое мастерство в музыкальном училище, оттачивая свои исполнительские приемы и знание мугамов под руководством больших знатоков — педагога и исследователя мугамов Агалара Аливердибекова и известного певца, первого исполнителя партии Меджнуна Гусейнгулу Сарабского.

Ее имя и голос становятся широко известными и любимыми по всей республике и во всем Закавказье. Об огромной популярности всенародной любимицы говорит и такой тонкий штрих, что в замечательном фильме «Листопад» грузинского режиссера Отара Иоселиани есть эпизод, в котором герой, проходя по улице, слышит из распахнутого окна изумительное исполнение мугама «Сегях». Из окна доносится так хорошо знакомый слушателям голос нашей Шовкет ханым, и зачарованный музыкой, он останавливается, не в силах оторваться от этого завораживающего звучания.

Обширный репертуар Шовкет ханым включал мугамы, народные песни и песни азербайджанских композиторов и народов мира. Ее интерпретация отличалась глубоко самобытным характером, высокой культурой, только ей свойственной индивидуальной окраской интерпретации. О Шовкет ханым говорили, что она пела не голосом, а душой, вкладывая частицу себя в исполняемую песню. Подруга и на протяжении долгих лет концертмейстер Шовкет ханым пианистка Елена Тартаковская вспоминала: «Я на своем веку повидала много исполнителей… Но в Шовкет было что-то особенное… Такого чисто интуитивного музыкального чутья, какое было у Шовкет ханым, не было ни у одного другого певца. В какой-то степени ее можно в этом сравнить с маэстро Ниязи, который тоже был стихийным музыкантом необычайной одаренности. Причем нельзя было сказать, что у нее был большой голос, но такой теплоты в голосе не было ни у кого».

Посмотрите запись исполнения ею народной песни «Гара гиля» в сопровождении маэстро Ниязи. Это такое глубокое погружение в красоты народных мелодий — какое такое растворение в музыке, какое наслаждение в каждом звуке и слове! А еще это исполнение — союз двух потрясающих музыкантов. Мне вспоминается давняя запись концерта времен московской декады 1959 года. На сцене Большого театра СССР выступали с исполнением «Гарабах шикестеси» трое замечательных ханенде того времени — Сара Кадымова, Шовкет Алекперова и Хан Шушинский. Их самозабвенное, вдохновенное пение невозможно забыть. В момент, когда выступила Шовкет ханым, зал как бы замер — и она, как и все остальные участники, не обманула ожиданий слушателей. И зал взорвался восторженными аплодисментами после длительно протянутого голосом Шовкет ханым пассажа.

Шовкет ханым всегда очень тщательно выбирала репертуар, зачастую именно она способствовала удачной сценической жизни многих песен азербайджанских композиторов, она могла, как волшебница, вдохнуть новую жизнь в эти сочинения. Очень многие произведения, озвученные ею, сегодня трудно воспринимать в исполнении других певцов.

Шовкет ханым всегда была очень внимательна к коллегам и молодым, начинающим музыкантам и готова была поделиться с ними секретами своего мастерства. Известная эстрадная певица Евгения Дэвис в одном из интервью привела пример необыкновенной отзывчивости и благородства Шовкет ханым. Когда композитор Закир Багиров написал для Дэвис песню «Хардасан?», исполнявшуюся на азербайджанском языке, часть публики была недовольна ее произношением. Тогда в защиту певицы выступила и пришла на помощь Шовкет ханым, которая стала заниматься с ней и, поддержав, убедила, что легкий, почти незаметный акцент придает ее исполнению неповторимый шарм.

Певица Тарана Велизаде рассказала, какой урок преподала ей уже всенародно известная Шовкет ханым, однажды на концерте услышав песни из своего репертуара в ее исполнении. Девушка изо всех сил старалась подражать манере своего кумира и копировать интонации ее голоса. И тогда та сказала ей: «Тебе не надо копировать Шовкет. Ты постарайся стать Тараной Велизаде, вот тогда ты и станешь певицей!» Это стало уроком на всю жизнь.

Певицы Айбениз Гашумова и Нурия Гусейнова, которые учились у великой певицы в музыкальном интернате при Гимназии искусств, всегда с большой благодарностью вспоминают, как много сделала для них Шовкет ханым, приобщив к профессии, научив многим тонкостям исполнительского мастерства, как она нежно заботилась о них как о своих детях.

У самой певицы было двое детей — дочь и сын. Безвременная смерть дочери Нателлы в 1992 году стала для Шовкет ханым страшным ударом, от которого она так и не оправилась. Пережив дочь всего на год, она ушла из жизни 7 февраля 1993 года.

Ее вершина в азербайджанском искусстве осталась непревзойденной, а ее песни продолжают жить. В заключение — еще одно восторженное признание в любви к великой певице в YouTube: «Волшебный и замечательный голос и чарующее исполнение!» И этим сказано все!

Рейхан АЛИЕВА

Азербайджанские известия.- 2012.- 24октября.- С.-3