«Защита прав и свобод человека является приоритетом государственной политики» 

 

Чингиз ГАНИЗАДЕ, депутат Милли меджлиса:

 

Большой общественный резонанс в обществе вызвало недавнее распоряжение президента Азербайджана Ильxaма Aлиeва об утверждении Национальной программы действий в сфере повышения эффективности защиты прав и свобод человека. Свое отношение к данному документу выразил в интервью агентству 1news.az депутат Милли меджлиса, правозащитник Чингиз ГАНИЗАДЕ.

— Какие меры в области защиты прав человека реализованы в стране после обретения Азербайджаном государственной независимости в 1991 году?

— После обретения государственной независимости и восстановления в стране общественно-политической стабильности общенациональный лидер азербайджанского народа Гeйдaр Aлиeв инициировал принятие новой Конституции Азербайджанской Республики. В связи с этим была создана комиссия, работавшая под непосредственным руководством главы государства в этом направлении. Результатом этой деятельности стало принятие 12 ноября 1995 года Конституции Азербайджанской Республики. Основной Закон нашей страны включает в себя 158 статей, 47 из которых, с 24-й по 71-ю, посвящены правам и свободам человека. Конституция Азербайджана считается одной из самых демократичных не только на Южном Кавказе и постсоветском пространстве, но и в Европе. Одна треть ее статей посвящена именно обеспечению прав и свобод человека. Позднее, в 1998 году, Гeйдaр Aлиeв подписал указ о мерах в сфере обеспечения прав и свобод человека. В июне того же года глава государства утвердил Государственную программу по защите прав человека. В стране был создан институт омбудсмена — уполномоченного по правам человека. В связи с принятием Азербайджана в члены Совета Европы были заново пересмотрены законы в правовой сфере, которые были приняты в новой редакции до сентября 2000 года и, несомненно, послужили совершенствованию работы в сфере обеспечения прав и свобод человека. Во время подготовки этих законодательных актов по каждому из них проводились обсуждения с экспертами Совета Европы, учитывались их рекомендации и предложения. Впоследствии Азербайджан присоединился к многочисленным международным конвенциям, и в 2006 году распоряжением президента Ильxaма Aлиeва была утверждена Национальная программа действий. Наконец, следует отметить, что 27 декабря 2011 года появилось распоряжение президента Азербайджанской Республики «Об утверждении Национальной программы действий в сфере повышения эффективности защиты прав и свобод человека в Азербайджанской Республике».

— Насколько важным вы считаете утверждение Национальной программы действий в сфере прав человека? Какие у вас ожидания как у правозащитника и члена Милли меджлиса от принятия этого документа?

— Национальная программа действий в сфере прав человека в очередной раз продемонстрировала уделяемое главой государства внимание этой области, а также и то, что защита прав человека является одной из приоритетных составляющих проводимой руководством страны политики. Данная программа предусматривает не только ликвидацию существующих в сфере прав человека определенных недостатков, она в целом нацелена на будущее развитие. Как правозащитник могу добавить, что реализация этой программы поможет решению многих проблем и вопросов. Этот документ, в частности, определяет права содержащихся в местах лишения свободы лиц, включает в себя пункты, регулирующие деятельность судебной системы. Все эти вопросы периодически поднимались журналистами и представителями НПО, отмечались имеющиеся в этих сферах пробелы и недоработки. В 5-м пункте этого документа глава государства непосредственно указывает исполнительным органам на важность тесного сотрудничества с институтами гражданского общества по претворению в жизнь Национальной программы действий. Это можно считать началом нового этапа сотрудничества между гражданским обществом и государственными исполнительными органами.

Мы, правозащитники, давно желали видеть в действии многие из положений, зафиксированных в Национальной программе действий. Считаю, что в осуществлении этой программы активное участие примут институты гражданского общества.

— Отдельные лица, представляющие гражданское общество, после утверждения Национальной программы действий встретили ее в штыки и дали интервью в некоторых газетах...

— Не понимаю, кому не дают покоя положения, нашедшие отражение в программе. Эти люди недееспособны, они до сих пор не оказали помощь ни одному человеку, не имеют за собой социальной базы и представляют только отдельные НПО. Некоторые договариваются до того, что в демократическом обществе не должно быть места такой программе. Если обратить свой взор на различные европейские государства, то и там сегодня встречаются отдельные факты нарушения прав человека. В мире нет ни одной страны, в которой бы права человека не нарушались в той или иной мере. И если в этих государствах предпринимаются шаги, направленные на ликвидацию этих недостатков, готовятся аналогичные программы действий, в том числе и в Азербайджане, то это необходимо только приветствовать. Считаю, что подавляющее большинство населения Азербайджана, в том числе и правозащитники, и сотни тысяч граждан, надеющихся на принятие справедливых судебных решений, и десятки тысяч лиц, находящихся в местах лишения свободы, — все приветствуют утверждение Национальной программы действий в сфере прав человека. Отмечу, что в странах ООН есть «Книга-путеводитель», связанная с Национальной программой действий, и она рассчитана на государства — члены ООН. Сегодня нет в мире страны, где общество не сталкивается с нарушением прав человека. Такие случаи очень часто имеют место и в самой Европе. Думаю, что эта программа будет также способствовать регулированию и улучшению отношений между гражданским обществом и государством, потому что, как было отмечено выше, в пятом пункте распоряжения главы государства сформулированы задачи, ставящиеся перед соответствующими государственными исполнительными органами в реализации Национальной программы действий с целью достижения более широкого сотрудничества между ними и гражданским обществом. С этой точки зрения хочу отметить, что утверждение Национальной программы действий в сфере прав человека, несомненно, положит начало новому этапу развития сотрудничества между гражданским обществом и государственными исполнительными органами. Принятие программы можно только приветствовать. 

 

 

Азербайджанские известия. – 2012.  -11 января. – С. 1-2.