Фарид и Назиля
АДЫГЕЗАЛЗАДЕ, пианисты: «Наши студенты с удовольствием исполняют произведения
азербайджанских классиков»
Наши соотечественники — пианисты Назиля и Фарид АДЫГЕЗАЛЗАДЕ, живущие и работающие в Турции, вот уже многие годы вносят огромный вклад в пропаганду азербайджанской музыки за рубежом. Об этом и многом другом — в их интервью 1news.az.
— Вы уже более 20 лет проживаете в Турции. Что побудило вас уехать из Азербайджана?
Назиля: В середине 90-х годов Фарид принимал участие в концертном турне по Турции. В городе Эскишехер на его концерте присутствовал нынешний мэр города, а тогда ректор Университета Анадолу Йылмаз Беюкершен. В том году он планировал открыть консерваторию и приглашал работать лучших педагогов из разных стран. После концерта он попросил Фарида и его папу Зохраба Адыгезалзаде помочь в становлении консерватории. Решение, конечно, далось сложно, но ректор был очень настойчив. Фарид принял предложение и переехал в Турцию, а через год мы поженились и уехали из Баку.
— Трудности были?
Назиля: Лично для меня их было достаточно. Я была оторвана от своих родных и друзей, от города, который безумно люблю. Другие ценности, другое общество… Но мы всегда чувствовали огромное уважение как к носителям культуры, хотя многие не всегда понимают наше пионерское рвение. Были языковые проблемы. Помню, на этой почве первое время возникали комические ситуации — когда одни и те же слова в азербайджанском и турецком языках имели совершенно разное значение. Признаюсь, меня тогда спасала мысль, что все это ненадолго и вот годик-два поработаем и вернемся.
— Вопрос к вам, Фарид муаллим. Как вы начинали свой путь: это был ваш собственный выбор или большую роль сыграло желание родителей, в частности отца?
Фарид: Этот путь начался для меня в пять лет. Конечно, то, что мои родители были музыкантами, сыграло свою роль в выборе профессии. Я с детства с восторгом смотрел на инструмент под названием «рояль» и мечтал когда-нибудь сыграть на нем. Посещение концертов выдающихся музыкантов того времени производило на меня всегда большое впечатление. В доме у нас царила творческая атмосфера.
С детства я привык слушать многочасовые занятия отца — Зохраба Адыгезалзаде, его занимательные рассказы после гастролей. Частыми гостями в нашем доме были ярчайшие представители азербайджанской и советской интеллигенции — друзья моего деда, писателя Имрана Касумова: Гара Гараев, Фикрет Амиров, Рашид Бейбутов, Муслим Магомаев, а также такие писатели, как Чингиз Айтматов, Сергей Михалков, и многие другие. До сих пор я храню дома книги с их автографами. Дедушка привил мне любовь к книгам, а отец — к музыке. И еще с раннего возраста я знал, что музыка не приемлет лени, и если ты выбираешь эту профессию, то будь готов заниматься ее всю жизнь. Я был к этому готов.
— В Турции вы успешно совмещаете преподавательскую деятельность с концертной. А ведь часто от гастролирующих музыкантов можно услышать, что ученики их обременяют. Какое у вас отношение к преподаванию?
Фарид: Действительно, многие концертирующие музыканты посвящают себя только сцене и это их право, так как работа со студентами отнимает колоссальное время и силы и совмещать все это очень трудно. Но, с другой стороны, вкладываясь в студентов, ты передаешь им свой опыт, свои знания, которые не даст прослушивание и сотен концертов. И когда твои студенты получают премии на престижных конкурсах, то это еще одна оценка твоему творчеству.
— Вы часто гастролируете как в самой Турции, так и в других странах. Как относится к нашей музыке, культуре иностранный слушатель? Что можете сказать о бакинском слушателе?
Фарид: Где бы я ни исполнял произведения азербайджанских композиторов, публика (европейская, русская, турецкая) всегда принимала их на ура. А разве может наша музыка, будь то народная или классическая, оставить кого-либо равнодушным? Ведь в ней отражена вся красота нашего народа. В Турции, когда узнают, что мы — азербайджанцы, сразу начинают напевать наши народные песни. Особой популярностью пользуются Sari Gelin и Ayrilig. Наши друзья-турки поют как песни Рашида Бейбутова, так и классические азербайджанские романсы и даже танцуют под наши народные танцы. Все это не может не радовать меня как представителя своей страны. Что касается бакинского слушателя, то мне всегда приятно выступать на Родине, но одновременно и очень ответственно, так как наша публика очень искушенная, она не терпит фальши и пренебрежительного отношения к ней. Ты должен быть откровенен и открыт, и тогда она полюбит тебя. И у нас взаимная любовь.
— Кто из людей, встреченных вами в годы учебы, оказал на вас влияние, остался в памяти?
Назиля: Отдельное вам спасибо за этот вопрос. Первая моя учительница — это моя мама Аделя Рзаева, которая до сих пор самоотверженно отдает всю себя своим ученикам. В музыкальной школе №2 моей учительницей была Софа Пташко, которая на каждое мое выступление приносила мне красные яблочки. В музучилище им. А.Зейналлы, которое я всегда, как и школу, вспоминаю с большой теплотой и любовью, мне опять повезло. Моим педагогом стала Дина Закиева, которую по праву считаю одним из лучших педагогов в Азербайджане. Она вложила в меня столько, что хватит на всю жизнь. И, наконец, академия и опять один из лучших педагогов — Эльмира Сафарова, светлая память ей. Было еще много педагогов, о которых я хотела бы рассказать, но боюсь, не хватит страниц. Всем им огромное спасибо.
Фарид: Благодарен своему педагогу, профессору Намику Султанову, с которым мы до сих пор общаемся, несмотря на расстояние, а также профессорам Московской государственной консерватории Р.Кереру и В.Горностаеву. Низкий поклон всем моим педагогам.
— Пошел ли кто-то из детей по вашим стопам?
Назиля: У нас двое детей. Старшая дочь Инара и сын Имран. Расскажу вам такую историю. В 1992 году на свет появилась дочь. На следующий день я обнаружила у себя в палате массу журналистов. И была очень удивлена. Оказалось, что Инара — первая азербайджанка, родившаяся в Турции. Наши дети играют на музыкальных инструментах, но профессии предпочитают другие, хотя у обоих есть талант. Самое главное для нас — то, что они гордятся тем, что они азербайджанцы.
— При вашем ритме жизни остается ли свободное время? Как вы его проводите?
Фарид: Честно говоря, в последнее время о свободном времени, которого и так не хватало, приходится только мечтать. Связано это с таким прекрасным событием в нашей семье, как рождение внучки Гюнеш Берен. Ей мы и посвящаем все свое свободное время.
— В Турции живет и работает немало наших соотечественников. А среди ваших студентов и преподавательского коллектива есть азербайджанцы?
Фарид: В Университете Анадолу, где мы работаем, интернациональный состав как преподавателей, так и студентов. Наших соотечественников также немало. Мы часто встречаемся и отмечаем национальные праздники. У нас есть друзья в других городах, с которыми мы дружили еще в Баку. Сейчас мы часто ездим в гости друг к другу, постоянно созваниваемся. А еще мы здесь познакомились с несколькими семьями азербайджанцев, предки которых по разным причинам оказались в Турции. К примеру, Аскер бей, который во время Великой Отечественной оказался в плену у немцев и, боясь сталинских репрессий, не вернулся на Родину. Мы долго с ним разговаривали, он всегда говорил, что мечтает снова увидеть Азербайджан. И, наконец, это свершилось. Он уехал в Баку. Вы бы видели его, когда он вернулся! Аскер бей помолодел лет на 20, глаза у него горели юношеским огнем. Он посетил могилы своих предков через 60 лет. Это было непередаваемо. Побольше бы таких соотечественников, любящих свою историческую Родину.
— Каким вы видите будущее Азербайджана?
Назиля: Мы очень часто приезжаем в Баку и каждый раз, несмотря на короткие промежутки, замечаем, как стремительно развивается страна. Охраняются и реставрируются памятники истории, музеи, создаются новые культурные центры, проводится множество фестивалей и выставок. А, как известно, культура — основной двигатель страны, и если рычаг запущен, то процесс уже не остановить. Азербайджан всегда был и будет культурным центром мусульманского мира.
Азербайджанские
известия.- 2013.- 3 апреля.- С.1, 3.