«Детектор лжи» для
Александры Никушиной
РДТ отметил юбилей народной артистки бенефисной премьерой
Сегодня невозможно представить труппу РДТ без народной артистки Александры Никушиной — актрисы широкого диапазона, мастера перевоплощений, давно уже ставшего украшением многих лучших спектаклей. Однако этой бенефисной премьеры она ждала долго: у театра всегда свои планы и заботы, а на ординарный вечер с традиционными приветствиями она никак не могла согласиться. Лучшей возможностью отметить знаковую дату для актера она считает спектакль, в котором только и можно показать свою творческую биографию в протяженности — чего достигла, чем богата сегодня.
Александра Никушина практически выросла за кулисами: мама — актриса Театра оперетты, папа работал в РДТ. Сколько себя помнит, всегда знала, что станет драматической актрисой. Закончив в 1976 году с красным дипломом Ростовское театральное училище, она вернулась в родной город и после просмотра была принята в труппу РДТ.
Молодую выпускницу в труппе встретили хорошо. Здесь она ощущала себя как дома... до тех пор, пока витала в облаках со своими грандиозными планами. Но со временем все чаще и чаще стала вспоминать слова своего педагога Михаила Михайловича Ваховского: «Будь готова к тому, что станешь играть не то, что захочешь, а то, что дадут. Но помни: работать надо и тогда, когда «не лежит душа». Главное — делай это профессионально». Она приняла этот совет как наказ постоянно учиться и практически учится до сих пор, готовя каждую, теперь уже не часто достающуюся роль. А сыграв немало ролей так называемого второго плана, и внутренне принимает постулат о том, что в спектакле «актеры разные нужны, актеры всякие важны». И тогда чувство неудовлетворенности и неосуществленные мечты о главных ролях, простои, даже депрессии и ощущение недостаточной занятости воспринимаются как проявление некоего максимализма, активности — иначе откуда бы в «послужной список» вошли такие серьезные и запомнившиеся навсегда роли, вошедшие в летопись успехов не только актрисы, но и РДТ в целом.
Срабатывало то, что она не всегда терпеливо ждала, когда позовут, и никогда не сидела «сложа руки» — подавала творческие заявки, пробивалась, доказывала право на эту профессию. Не относилась пренебрежительно даже к эпизодам в спектаклях, сказках, где можно, выражаясь современным языком, «отрываться». Вполне возможно, веря в то, что роли, которые играет она, никто второстепенными не назовет.
Помнится, как, к примеру, в поставленном Б.Лукинским спектакле «Дамы меняют кавалеров» («Кадриль») в ансамбле из четырех персонажей в партнерстве с Юрием Балиевым, Александром Маркатуном и — увы — покойной Натальей Тагиевой. Там никто и не взялся бы отвечать на вопрос, кто в спектакле главный.
А сколько искренности, типичных для места действия и ситуации узнаваемых нюансов в поставленном А.Шаровским спектакле «Брачное агентство «1+...»! Там из всех исполнительниц ролей клиенток — соискательниц руки и сердца какого-нибудь мало-мальски приемлемого жениха более всех запоминается персонаж, сыгранный А.Никушиной!
Как-то на вопрос о «коронных», любимых ролях актриса ответила: «Таких ролей у меня немного, но ими очень дорожу. Я называю их «роли-праздники». И каждая из них привносила в мою жизнь что-то свое, неповторимое. Они были этапными, значимыми для меня. И я им всегда давала свое определение: Капочка в «Женитьбе Бальзаминова» — прорыв. Клео в «Человеке, который платит» — сломавшая стереотипы о моем амплуа. Катя в «Канатье» — откровение. Рикордия в «Отраве» — удовольствие. Маруся в «Закате» — восторг. Белиса в «Хитроумной влюбленной» — полет. Окси и Татарка во «Встретимся на Торговой» — упоение. Полина в «Плачу вперед» — дар судьбы. Особое место занимают, пожалуй, три роли: Анна («Звезды на утреннем небе»), Женщина в моноспектакле «Парик» и Валентина в спектакле «Дамы меняют кавалеров».
Следом были работа в поставленном Б.Лукинским спектакле «Танец семи покрывал», а недавно — снискавшая и похвалу профессиональных критиков при показе в Театре имени Волкова в Ярославле роль Мурзавецкой в поставленной приглашенным режиссером Насировым классической драме А.Островского «Волки и овцы». Теперь вот — Надежда в бенефисном «Детекторе лжи» по Василию Сигареву.
Поставленный А.Шаровским веселый и очень актуальный спектакль убедительно подтверждает, что актрису и в юбилейном возрасте тянет к поиску. Что в своей ответственности перед зрителем, театром и профессией она по-прежнему изобретательна и самозабвенна. И весьма убедительна вместе с замечательными партнерами, народными артистами Юрием Балиевым и Сафой Мирзагасановым.
Но вот парадокс: после стольких спектаклей, стольких ярких, успешных ролей, зная, что никто не ставит под сомнение ее профессионализм и востребованность, Никушина — слышала — говорит о себе как о «запасном игроке»! Но почему?
«Вы же знаете, — признается она, — актеру нужна сцена, нужно внимание зрителей. Временные пустоты, космические дыры простоя губительны. Даже отдых воспринимаю как ненужную роскошь».
Впрочем, отдыха как такового и нет. Талантливый поэт, с некоторых пор она стала писать тексты звучащих в спектаклях родного театра песен. Впервые они появились в «Хитроумной влюбленной», а сегодня количество написанных Никушиной текстов, послуживших основой песен для спектаклей, перевалило за сотню. Среди этих постановок — «Визирь Лянкяранского ханства», «Мнимый больной», «Красавец-мужчина», «Что угодно?», «Мечты сбываются» и, конечно, сказки.
А еще Никушина выступает автором хореографических номеров — в спектаклях «Братья Карамазовы», «Василиса Прекрасная». Но понимая, что все это творчество, и притом престижное, все равно считает его как бы работой по совместительству — это же все делается… за сценой.
Поистине, кому много дано, с того много и спросится.
Микеладзе Галина
Азербайджанские
известия.- 2013.- 3 апреля.- С. 3.