Возвращение лидера 

 

Нахчыван спас Aлиeва, Aлиeв спас Азербайджан

Власти всячески старались помешать избранию Г.Aлиeва: близкие ему люди вызывались в партийные органы для «задушевных» бесед, чинились препятствия при оформлении документов, было выдвинуто много альтернативных Г.Aлиeву кандидатов и пр. Однако надо было знать неграмцев: они встали стеной за своего кандидата, так что победа Г.Aлиeва была предрешена заранее. «Наверху» при всем желании не смогли сфальсифицировать выборы, так как опасались, что в противном случае поднимется вся автономная республика.

«Решающее слово в том, что подготовленный против Г.А.Aлиeва сценарий моральных репрессий не до конца был претворен в жизнь, принадлежит простым людям — далекому от властолюбивых и честолюбивых страстей, совестливому, переживающему за судьбу страны народу. Проявив невиданную волю, решительность и принципиальность, избиратели селения Неграм единогласно избрали его депутатом в республиканский парламент (во время выборов в 90-м году избрать кого-либо вне списка А.Муталибова было невозможно). И потому, хотя с того времени прошло больше пяти лет, я до сих пор считаю это событие чудом и почтительно преклоняю голову перед неграмцами (Гидаят. Время слова. Баку, 1999. — Э.А.)».

*      *      *

30 сентября более чем 90 процентами голосов Гeйдaр Aлиeв был избран депутатом Верховного Совета Азербайджана по 340-му Неграмскому избирательному округу и депутатом Верховного Меджлиса Нахичеванской АССР по 2-му избирательному округу М.Ф.Ахундова.

По этому поводу в «Комсомольской правде» появилась заметка под симптоматичным названием «Aлиeв возвращается»:

«Не напрасно пролилась кровь жертвенных баранов, которых народ по традиции зарезал у ног Гeйдaра Aлиeва, после долгого перерыва возвратившегося на родину. Прибыв на родную нахичеванскую землю, бывший член Политбюро принял решение ответить на требование времени. И не ошибся. Коммунист Гeйдaр Aлиeв, который в борьбе за депутатский мандат набрал 95 процентов голосов, оказался единственным человеком, одержавшим такую блистательную победу».

Председатель окружной избирательной комиссии Акпер Ахундов вспоминает, как он повез итоговые документы в ЦИК:

«Мы подготовили все документы, и я повез их в Центральную избирательную комиссию. Она тогда располагалась в здании Верховного Совета Азербайджана.

Перед входом меня долго проверяли, куда-то звонили, потом наконец пропустили.

Захожу я в комнату, вижу, сидят несколько человек, возятся с документами. Я представился, сказал, что привез документы из 340-го избирательного округа. Мужчины подняли головы, посмотрели на меня, а потом опять занялись своим делом. Как будто и нет меня в комнате.

Так прошло некоторое время. Я уже хотел было опять о себе напомнить, как вдруг меня окликнула женщина, сидевшая отдельно от остальных.

— Гражданин, подойдите ко мне!

Она просмотрела мои документы, приняла их без всякой проволочки, запротоколировала да еще поблагодарила за то, что мы избрали такого достойного человека.

То есть ни один из тех мужчин не решился принять и завизировать наши документы, а эта женщина показала им пример гражданской зрелости и мужества. Жаль, что я не запомнил, как ее зовут.

Когда я приехал в Нахичеван, то меня сразу позвал к себе Гeйдaр Aлиeв. Я отправился к нему домой.

— Ну, как тебя там приняли? — спросил он.

Я честно рассказал обо всем. И о том, что сначала наши документы никто не хотел принимать, и о благородном поступке той женщины.

Гeйдaр Aлиeв прошел в другую комнату и вскоре вернулся с малюсеньким блокнотом, куда записал этот эпизод.

Не сомневаюсь, что, став председателем Верховного Совета, он нашел эту женщину и лично поблагодарил ее. Очень он внимателен был к людям».

К счастью, мне удалось найти имя и фамилию этой женщины благодаря известной азербайджанской журналистке Эльмире Aлиeвой. Позднее она описала ситуацию, о которой рассказывал выше Акпер муаллим, в своем очерке, опубликованном в газете «Бакинский рабочий» в 2004 году. Приведу из него обширную цитату:

«Отчет и протокол о результатах голосования, подготовленные окружной избирательной комиссией, были направлены в Баку. А здесь, как оказалось, эти документы ждали… Ждали с нетерпением… чтобы не дать им хода, попросту уничтожить.

Поскольку в то время Центральная избирательная комиссия действовала на общественных началах и располагалась в здании Верховного Совета, то отдел его президиума по работе с местными Советами в период избирательных кампаний привлекал к регистрации поступавших с мест документов по выборам сотрудников и других отделов, людей, знакомых с этой работой. В их числе и оказалась Аделя Исмайлова из отдела наград. Получилось так, что в 1990 году именно ей поручено было принимать материалы из Нахичевана.

Как рассказывает Аделя ханым, она с волнением взяла в руки документы, поступившие из Неграмской окружной избирательной комиссии. С волнением потому, что не понаслышке знала о не очень добром настрое, царившем в определенных властных кругах в связи с возможностью избрания Гeйдaра Aлиeва в Верховный Совет…

Неспроста ведь вокруг то и дело ходили какие-то люди, почему-то проявлявшие явно нездоровый интерес к документам из Неграма, которые даже открытым текстом говорили о нежелательности положительного отзыва на них, пытались надавить на нее. К счастью, честность, порядочность взяли вверх, документы находились в надежных руках человека, понимающего место и роль великого сына нашего народа в судьбе Родины.

Со свойственной ей ответственностью подошла Аделя Исмайлова к порученному делу: и вот документы внимательно рассмотрены, зарегистрированы, написан отзыв: отчет и протокол Неграмской окружной избирательной комиссии составлены в соответствии с требованиями закона о выборах в Азербайджанской Республике, подсчет произведен правильно, никаких нарушений нет. И подпись, поставленная твердой рукой человека, уверенного в важности того, что он делает… Чтобы быть уверенной, что никаких неожиданностей быть уже не может, Аделя Исмайлова, заручившись очень весомой поддержкой заведующего отделом Чингиза Алекперова, передала запротоколированные документы из Неграма в Центризбирком» вот читаю эти строки и думаю: сколько же людей тогда стали настоящей поддержкой и опорой Гeйдaру Aлиeву, сколько любви и теплоты он чувствовал со стороны простых людей, от того самого, казалось бы, безликого «электората», ради которого жил и работал долгие десятилетия. В 1990 году именно этот электорат, вопреки желаниям партийной верхушки, предопределил исход голосования по 340-му Неграмскому округу, в конечном счете заставив своего кумира вернуться в большую политику и сказать свое слово.

*      *      *После триумфального избрания Г.Aлиeва в Верховный Совет республики партфункционеры стали ломать головы: что делать, как предотвратить его дальнейшее восхождение по ступеням парламентаризма. Ведь откройся первая сессия, как и положено, в октябре, когда выборы по большинству избирательных округов были признаны состоявшимися, Гeйдaра Aлиeва вполне могли бы выдвинуть на должность председателя Верховного Совета, что для А.Муталибова было абсолютно неприемлемо. Во всяком случае, версия Максима Мусаева о том, что в столь позднем начале работы парламента (лишь спустя шесть месяцев, в феврале 1991 года) «виноват» фактор Aлиeва, не лишена основания. По всей видимости, все это время руководство Азербайджана предпринимало лихорадочные попытки нейтрализовать влияние бывшего члена Политбюро на избранных в парламент партийцев и хозяйственников, чтобы те, не приведи Господь, не проголосовали «за» избрание Г.Aлиeва (если такое предложение поступит) главой Верховного Совета. Параллельно продолжалась дискредитация Г.Aлиeва в печати.

Азербайджанские известия.- 2013.- 11 апреля.- С.2