Возвращение
лидера
Фрагменты из заключительных 5-го и 6-го томов романа-исследования Эльмиры Ахундовой
«Гeйдaр Aлиeв. Личность и эпоха»
Из рассказа Эльдара Ибрагимова:
«Наступил сентябрь 1991 года. Ситуация в автономной республике стала почти неуправляемой. С одной стороны, война с армянами, с другой — противостояние коммунистов и нарфронтовцев в парламенте.
Решили собрать сессию Верховного Совета Нахчывана и решить наконец организационный вопрос. В Баку уже понимали, что к власти придет Гeйдaр Aлиeв. Поэтому тех депутатов, которые в Нахчыване занимали хоть какой-то пост, вызвали в Баку, чтобы не было кворума и чтобы мы не смогли провести эту сессию. За ними даже высылали вертолеты. Причем всех вызывали на одно и то же время, чтобы на сессии не собралось кворума. Тогда избрание Гeйдaра Aлиeва главой парламента станет невозможным.
Мы связались с этими людьми по телефону, сказали им, что, если они не вернутся в Нахчыван, мы все равно проведем сессию, а в отношении них будут приняты соответствующие меры. К 3 сентября они все вернулись и сессия была созвана. Тогда начались другие игры. Народный фронт старался выдвинуть своего кандидата, коммунисты «проталкивали» свою кандидатуру. Но мы все же смогли перетянуть на свою сторону и многих «фронтовиков», и большинство коммунистов.
Я выступил на этой сессии и сказал, что сегодня в Нахчыване нет альтернативы Гeйдaру Aлиeву. Если Гeйдaр Aлиeв не будет избран, Нахчыван сотрут с лица земли, армяне оккупируют наши территории. Несколько представителей Народного фронта набросились на меня, мол, ты лучше защищай Гeйдaра Aлиeва в Баку. «Я защищаю его и в Баку, и здесь — как депутат Верховного Совета Азербайджана. Я высказываю свое мнение, у меня есть на это право».
В то же время Гeйдaр Aлиeв сам колебался, он ведь заявил в свое время, что возвращается на родину не за должностью. Но что ему оставалось делать? В то время сессии нахчыванского парламента проходили в Доме политпросвещения. Люди, народ стояли перед зданием, где проходила сессия, и скандировали: «Гей-дар! Гей-дар!». Я сказал Гeйдaру Aлиeву:
— Мы не можем проявить безразличие к мнению народа. Почему вы отказываетесь?
— Но я же говорил, что вернулся не за должностями.
— Ну и что же, что вы так говорили? Ситуация изменилась, народ требует именно вас.
Короче, с большим трудом, преодолевая сопротивление оппонентов Гeйдaра Aлиeва и его собственные сомнения, мы избрали его председателем Верховного меджлиса Нахчывана.
После этого началось формирование правительства. Народный фронт согласился голосовать за Гeйдaра Aлиeва при условии, что премьером станет их человек. В результате Бейджан Фарзалиeв, человек, известный и уважаемый среди «фронтовиков», преподаватель вуза, депутат от Ордубада, стал премьером. Он проработал до декабря. С его подачи многих представителей НФА избрали в правительство, так что и в Нахчыване, и во всем Азербайджане позиции «фронтовиков» день ото дня усиливались».
Из выступления Гeйдaра Aлиeва на сессии 3 сентября 1991 года:
«Отказаться от обязанностей, которые возлагают на меня нахчыванцы, собравшиеся вокруг этого здания, значило бы дезертировать в трудный для народа час. Поэтому я, находясь в сложном положении, доверяю свою судьбу народу и должен в это трудное время оправдать его ожидания».
Во время визита в Нахчыванскую АР в июне 2002 года президент так вспоминал о своем избрании спикером нахчыванского парламента:
«…Многие помнят те дни. Здесь возникла кризисная ситуация. Созвали сессию, я не явился. На сессии возник большой переполох. Никого не могли избрать. У представителей Народного фронта был свой кандидат. У тех, кто работал здесь с самого начала, — свой. Эти не соглашались с теми, те — с другими. В процессе заседания неоднократно приходили ко мне домой. Приглашали меня прийти в парламент. Я не хотел… Я не раз говорил: готов помогать вам. Я — депутат, и если вы прислушаетесь к моему совету, то помогу. Но я не хотел иметь должность.
Там, на площади, собралось около 20 тысяч человек. Они тоже оказывали давление, желая, чтобы был избран Гeйдaр Aлиeв. Наконец, так и случилось, я был избран и приступил к работе. Но с кем только мне не пришлось столкнуться в этом зале… Совершенно никчемные люди, чего только не говорили здесь, причем не где-нибудь, а на сессии парламента, которую вел такой опытный человек, как Гeйдaр Aлиeв. Но надо было терпеть…».
В преддверии 20-летия независимости Азербайджанской Республики бывший председатель Нахчыванского отделения НФА Асяф Гулиев выступил по радио «Азадлыг» с интересным признанием:
«До этой памятной всем сессии я был в Баку. Увиделся с Абульфазом Эльчибеем. Он сказал, что председателем Верховного меджлиса должен стать Гафар Мамедов, а премьер-министром — Бейджан Фарзалиeв. Я это его пожелание довел до сведения нахчыванских «фронтовиков». Однако большинство депутатов — членов НФА — его не послушало. За день до сессии в Нахчыване состоялся митинг. На этом митинге Гeйдaру Aлиeву передали записку: «Вы станете председателем Верховного меджлиса»? Гeйдaр Aлиeв ответил: «Если народ этого захочет, стану». И вот на сессии, исключая нескольких депутатов-«фронтовиков», все отдали свои голоса за Гeйдaра Aлиeва… Отдавшие свои голоса Гeйдaру Aлиeву члены Народного фронта объяснили это своим личным желанием».
Руководитель республики Аяз Муталибов стремился любыми способами помешать Гeйдaру Aлиeву быть избранным главой Верховного меджлиса Нахчывана.
Из воспоминаний Оруджа Залова:
«В тот же день Муталибов прислал в Нахчыван, в распоряжение Тофика Керимова, который в то время был здесь заместителем министра внутренних дел, 35 сотрудников МВД. Муталибов хотел создать в Нахчыване президентскую форму правления и внедрить своих людей во все структуры, в том числе и в МВД, потому что в Баку знали, что и МВД в большинстве своем уже на стороне Aлиeва.
Э.А. — А почему именно МВД?
О.З. — В то время по всей республике действовал режим чрезвычайного положения. Власть была в руках военных и МВД. Чрезвычайное положение было отменено только после 1993 года, когда Гeйдaр Aлиeв прилетел в Баку. Поэтому перед прибывшей из Баку делегацией стояла задача объявить в Нахчыване комендантский час и взять на себя управление всеми структурами.
Гeйдaр Aлиeв пригласил их руководителей и дал им один день на то, чтобы они уехали из Нахчывана. Они сказали, что располагают информацией, будто в городе есть вооруженные группировки.
— Даю вам сутки, чтобы вы покинули Нахчыван, — ответил им Гeйдaр Aлиeв, — если вы будете здесь спустя сутки, я приму меры в отношении вас самих.
Жесткость, уверенность Гeйдaра Aлиeва вынудили их в течение суток покинуть Нахчыван».
Азербайджанские известия.- 2013.- 17
апреля.- С.2