Фуад АЛЕСКЕРОВ, завотделом администрации президента Азербайджана: «В стране проводится системная и всеобъемлющая политика в области борьбы с коррупцией» 

 

Агентство «Интерфакс—Азербайджан» опубликовало интервью с заведующим отделом по работе с правоохранительными органами администрации президента Азербайджана Фуадом АЛЕСКЕРОВЫМ. Предлагаем вниманию читателей это интервью с небольшими сокращениями.

— Хотелось бы начать интервью с государственной политики в области борьбы с коррупцией. Руководство страны заявляет, что антикоррупционные меры носят системный и всеобъемлющий характер. Между тем определенные лица периодически озвучивают мнение о недостаточности принимаемых мер в борьбе с этим злом, а также о том, что данные меры носят временный характер. Как вы оцениваете состояние дел в борьбе с коррупцией?

— Давайте обратимся к фактам. В 2007 году президент Азербайджана Ильxaм Aлиeв утвердил Национальную стратегию по повышению прозрачности и борьбе с коррупцией. В ней предусмотрены такие меры, как совершенствование законодательной базы, модернизация и повышение эффективности деятельности государственных органов, в том числе специализированных антикоррупционных структур, правоохранительных органов, судов. Она охватывала и такие направления, как укрепление международного сотрудничества в этой области, просветительскую работу и, что немаловажно, меры по повышению благосостояния населения. В результате реализации стратегии было усовершенствовано законодательство в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, кредитно-банковской деятельности, судоустройства и судопроизводства, правоохранительной деятельности и в других областях. В работе государственных органов начал широко применяться принцип «одного окна». Значительно расширена компетенция специализированных структур — Комиссии по борьбе с коррупцией и Управления по борьбе с коррупцией при генеральном прокуроре. Управление наделено полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Азербайджан стал первой страной на пространстве СНГ, применившей подобную практику. Азербайджан является активным участником всех международных инициатив в области противодействия коррупции. Мы присоединились к большинству соответствующих международных документов, включая Конвенцию ООН против коррупции, Уголовно-правовую и Гражданско-правовую конвенции Совета Европы о коррупции. Среди самых последних мер следует отметить создание в июле 2012 года Государственного агентства по услугам населению и социальным инновациям, а также центров услуг ASAN, находящихся в ведении данного агентства.

В сентябре того же года глава государства утвердил два знаковых документа — Национальный план деятельности по борьбе с коррупцией и Национальный план деятельности по развитию открытого правительства. Указанные документы, охватывающие период с 2012 по 2015 год, нацелены на обеспечение непрерывности осуществления мер в области борьбы с коррупцией и в сфере повышения эффективности управления, реализацию принципов открытого правительства. Безусловно, я перечислил лишь некоторые примеры той большой работы, которая проводится в области борьбы с коррупцией. Однако эти примеры демонстрируют самое главное — решительную политическую волю президента Азербайджана противодействовать этому разрушительному явлению, четкое понимание того, что устойчивое всестороннее развитие общества и государства не может быть достигнуто без искоренения коррупции. Эти примеры демонстрируют также действительно системный и всеобъемлющий характер государственной политики в данной области.

— Азербайджан как страна, в которой развитие сектора ИКТ избрано в качестве одного из приоритетных направлений, активно реализует проект «электронного правительства», т.н. e-government. Некоторые страны уже проявляют интерес к опыту Азербайджана в этой сфере. Как внедрение электронных услуг отразится на жизни простых граждан?

— Сегодня интеграция информационно-коммуникационных технологий в систему государственного управления — это один из самых действенных инструментов в борьбе с коррупцией. В последнее время предприняты ряд важных шагов, целью которых является сведение к необходимому минимуму непосредственных контактов между гражданами и государственными служащими: расширен перечень оказываемых населению электронных услуг, получила широкое развитие система безналичных платежей, были осуществлены другие меры. В этой связи хотел бы более подробно рассказать о работе центров услуг ASAN, инициатива создания которых принадлежит президенту Азербайджана, который лично контролирует ход реализации этого проекта. Этот проект во многом уникален, он формирует новую модель взаимоотношений между населением и чиновниками. Суть концепции заключается в том, что гражданин, обращаясь в центр ASAN, получает доступ к услугам многих государственных органов. Такая централизация позволяет значительно сократить время, которое гражданин ранее потратил бы на «хождение по инстанциям». Применение же самых передовых информационных технологий делает эти услуги еще более доступными и прозрачными.

Выступая на прошедшей 12 февраля конференции, посвященной итогам четвертого года реализации Государственной программы социально-экономического развития регионов, президент Ильxaм Aлиeв отметил, что концепция центров ASAN дает прекрасные результаты, и дал поручение о том, чтобы центры до конца года полностью охватили своей деятельностью города Баку, Сумгайыт и Гянджу. В течение ближайших лет деятельность центров ASAN охватит всю территорию страны. Однако уже сейчас предпринимаются шаги для того, чтобы сделать услуги центров доступными во всех регионах. По указанию главы государства начиная с июня специальные автобусы, оснащенные необходимым современным оборудованием, будут оказывать выездные услуги населению в городах и районах страны. Таким образом, население уже смогло ощутить положительный эффект применения современных информационных технологий в области управления и в сфере государственных услуг. А ведь этот процесс только начинает набирать обороты, перечень оказываемых услуг постоянно расширяется и сами они становятся более доступными.

— На минувшей сессии ПАСЕ в январе прошлого года Азербайджану удалось предотвратить принятие подготовленного Кристофом Штрассером отчета по «политическим заключенным», который Баку счел предвзятым. С чем вы связываете подобное отношение автора доклада и стоящих за ним кругов к Азербайджану?

— Господин Штрассер с самого начала своей деятельности в качестве докладчика по вопросу «политических заключенных» проводил конфронтационную линию, демонстрировал пристрастное отношение к Азербайджану, непрофессионализм и нежелание вести диалог. Подготовленный им абсурдный «отчет» по Азербайджану стал, без преувеличения, одним из самых одиозных документов, рассматривавшихся в ПАСЕ за последнее десятилетие. В том, что подготовка этого документа была политическим заказом, нет никаких сомнений. Определенные европейские круги, в частности Германия, оказывали давление на членов и руководство ПАСЕ с тем, чтобы добиться принятия отчета. Фактически вся работа докладчика и подготовленный им документ были одними из элементов политического прессинга в отношении нашей страны. Полагаю, что одной из причин давления является то, что Азербайджан в своей внешней и внутренней политике, в том числе в вопросах экономического характера, руководствуется, прежде всего, своими национальными интересами. Самостоятельность и независимость проводимой нашей страной политики идет вразрез с интересами тех, кто усиленно лоббировал работу докладчика Штрассера. Однако, несмотря на все давление, отчет был отклонен с перевесом в более чем 40 голосов. Пользуясь случаем, хочу отметить, что российская делегация в полном составе проголосовала против принятия отчета. Это хороший пример взаимной поддержки, которую мы оказываем друг другу во всех международных организациях.

— В последнее время у властей Азербайджана появились претензии к деятельности в республике некоторых зарубежных неправительственных организаций. В качестве примера можно привести деятельность американского NDI. Некоторые высказывают опасения, что Азербайджан может пойти по пути «закручивания гаек», вплоть до запрета на деятельность в стране зарубежных НПО. Хотелось бы узнать ваше мнение по этому поводу.

— В Азербайджане без каких-либо проблем функционируют представительства многих международных или иностранных неправительственных организаций. Для этого созданы все необходимые условия. Естественно, что одно из основных требований к деятельности этих организаций — соблюдение законов Азербайджанской Республики. Очевидно, что это не наше «ноу-хау» — этого требует любая страна от любого иностранного НПО, действующего на ее территории. Что касается деятельности представительства NDI в Азербайджане, то к ней действительно имеются ряд вопросов. Как известно, в январе и марте 2013 года в Баку имели место попытки провести несогласованные акции, которые сопровождались нарушением общественного порядка в центре города. В СМИ и Интернете имели место многочисленные публикации о том, что один из сотрудников бакинского офиса NDI принимал активное участие в этих несогласованных митингах. Этот сотрудник был задержан полицией, а его фотографии были опубликованы во всех СМИ. Сообщалось также, что руководитель представительства NDI в Азербайджане Алекс Григорьевс снимал со своего личного счета крупные суммы наличными и направлял их на финансирование деятельности молодежных организаций радикального толка, устроивших беспорядки в центре города. На основании этих фактов была начата соответствующая проверка, которая подтвердила, что А.Григорьевс в период с марта 2010 года по декабрь 2012 года снял со своего личного счета в Международном банке Азербайджана наличность на крупную сумму — более миллиона долларов США. При этом организация не предоставила никаких финансовых отчетов по использованию данных средств, хотя это требуется в соответствии с законодательством. Представляется, что подобная непрозрачная деятельность NDI и участие ее сотрудника в несогласованных митингах не соответствуют принципам работы иностранных неправительственных организаций в области развития демократии и гражданского общества. Полагаю, что руководитель представительства NDI, если он желает продолжить свою работу в нашей стране, должен убедительно доказать, что его деятельность была абсолютно прозрачной и соответствовала требованиям национального законодательства. Повторюсь, в Азербайджане действует большое количество НПО, в том числе иностранных. Если они соблюдают требования закона, их деятельность не вызывает никаких проблем. Поэтому речь не идет ни о каком «закручивании гаек».

— Как бы вы прокомментировали недавний отчет Государственного департамента США о состоянии прав человека в Азербайджане?

— Следует отметить, что в указанном отчете отражена ситуация в области соблюдения прав человека в 199 странах мира, или то, как эта ситуация видится в США. Хотя ежегодный отчет Государственного департамента уже стал своеобразной традицией, он также традиционно критикуется многими странами, которые не согласны с тем, что США взяли на себя роль мирового ментора в сфере прав человека. Эти страны в свою очередь указывают на многочисленные проблемы с правами человека, которые имеют место в самих США или возникают в связи с их деятельностью в других регионах мира. Наверное, страна, взявшая на себя миссию оценивать глобальную ситуацию с правами человека, прежде всего, сама должна иметь безупречную репутацию в этой сфере. Кроме того, доклад Государственного департамента готовится во многом на основе информации отдельных неправительственных организаций, зачастую оппозиционно настроенных, и в большинстве случаев он не указывает позицию государственных органов соответствующей страны по тем или иным вопросам. В этой связи представляется, что ежегодный отчет Государственного департамента служит не только и не столько идее защиты прав человека в мировом масштабе, сколько определенным внешнеполитическим интересам. 

Азербайджанские известия.- 2013.- 26 апреля.- С.1;2