Возвращение лидера 

 

Фрагменты из заключительных 5-го и 6-го томов романа-исследования Эльмиры Ахундовой

«Гeйдaр Aлиeв. Личность и эпоха»

14 мая во всех республиканских газетах прошла подробная информация о встрече азербайджанской и армянской делегаций на границе Садаракского района НАР и Араратского района Армении. Вот что писала об этой встрече 18 мая 1993 года газета «Бакинский рабочий»:

«Во время встречи делегаций «обсуждался вопрос об обеспечении безопасности и стабильности во всех погранпунктах между Нахчыванской Автономной Республикой и Республикой Армения. Была достигнута договоренность о прекращении огня и снятии напряженности, возникшей в результате перестрелки 9-10 мая в Шарурском районе Нахчывана и Ехекнадзорском районе Республики Армения. Стороны сошлись во мнении о необходимости сохранения стабильности на приграничных участках. Достигнута договоренность о проведении встречи руководителей приграничных районов обеих сторонредседатель Верховного меджлиса Нахчыванской Автономной Республики Гeйдaр Aлиeв выдвинул предложение о возобновлении работы железной дороги Баку — Нахчыван — Ереван и восстановлении всех коммуникационных линий, проходящих через территорию Армении и Нахчывана.В принятом на встрече совместном коммюнике, подписанном председателем Верховного меджлиса НАР Г.Aлиeвым и заместителем председателя Верховного Совета Армении А.Саакяном, отмечается необходимость разработки механизма, направленного на развитие нормальных взаимосвязей между приграничными районами, предотвращение военных конфликтов, реализацию мер безопасности в связи с ведением сельскохозяйственных работ».

Особый ажиотаж в коридорах власти вызвала информация о том, что Г.Aлиeв предложил восстановить движение поездов по маршруту Баку—Нахчыван—Ереван. Вскоре после этого ряд официальных лиц страны обвинили Гeйдaра Aлиeва в проведении антигосударственной политики, заявляя, что у спикера нахчыванского парламента не было полномочий подписывать коммюнике с армянской стороной.

Успешные миротворческие инициативы Гeйдaра Aлиeва в Нахчыване, установившаяся там общественно-политическая стабильность, особенно по контрасту с тем, что происходило в остальной части республики, лишь усиливали его популярность и авторитет среди широких масс населения.

Как пишет в своей книге о Гeйдaре Aлиeве Анар, «республика в ту пору действительно оказалась на краю пропасти. После преданной и проданной Шуши, после падения Лачина, запечатленного на киноленте отважным летописцем трагедии Чингизом Мустафаевым, оккупация остальных районов региона стала неотвратимой. На севере республики активизировались садвалисты. На юге сепаратисты провозгласили создание самозванной «Талышско-Муганской республики». Находившиеся у власти «фронтовики», ранее наградившие Сурета Гусейнова знаком Национального героя, нанесли ему обиду, и тот, подняв вооруженный мятеж, двинулся на Баку с воинскими частями, по пути ниспровергая глав местной исполнительной власти, и уже на подступах к столице произошло кровопролитное противостояние — братоубийственное столкновение. Мятежники грозили руководству страны эшафотом и виселицей. Это, конечно, было делом нереальным, не верю, чтоб кого-то повесили, но все же угрозы были достаточно зловещими.

Совершенно реальна была опасность гражданской войны и расчленения страны, и армянские агрессоры, воспользовавшись этой смутой, могли добраться до Евлаха, то есть разрубить территорию республики надвое. Вокруг каждого более или менее известного политика сгруппировались свои вооруженные отряды, по вечерам было опасно появляться в городе, погруженном во тьму.

В этой тягчайшей ситуации мы видели единственный путь к спасению родины в возвращении Гeйдaра Aлиeва к власти...».

А вот любопытное признание бывшего командующего погранвойсками Азербайджана Искендера Аллахвердиева:

«Я всегда гордился им. Когда он еще был в Нахчыване, я ездил в Москву, Минск на Совет командующих пограничными войсками СНГ, дважды ездил с Муталибовым на встречу глав государств СНГ, ездил с госсекретарем Митатом Аббасовым. И везде меня спрашивали:

— Как там Гeйдaр Aлиeвич?

Особенно интересовались им командующие пограничными войсками, которые лично знали его. Командующим пограничными войсками России был Николаев, Советом командующих погранвойсками СНГ руководил генерал-лейтенант Коробейников. Они всегда спрашивали:

Гeйдaр Aлиeвич вернется к власти или нет?

Я отвечал:

— Он обязательно вернется. По-другому не получается.

Я чувствовал, что и они хотели его возвращения, хотели, чтобы у руля власти в Азербайджане находился нормальный руководитель государства, с которым можно вести переговоры. Они приезжали сюда на переговоры и выходили обескураженными. Эльчибей вообще не принимал их»…

Бывший депутат Верховного Совета Ариф Рагимзаде вспоминает, что в преддверии гянджинских событий в парламенте, так же как и повсюду в стране, царили растерянность, неверие во что-либо, паралич власти. В то время многие вопросы, входящие в компетенцию исполнительных органов, обсуждались в парламенте. Но вместо принятия конкретных решений одно за другим следовали бесконечные обсуждения и согласования. Милли меджис фактически превратился в большую «говорильню», где забалтывались простейшие вопросы.

Весной 1993 года по инициативе группы депутатов — Арифа Рагимзаде, Михаила Забелина, Максима Мусаева и др. — было составлено очередное обращение к президенту А.Эльчибею и главе парламента И.Гамбару с требованием о созыве внеочередной сессии Верховного Совета.

В обращении говорилось о глубоком военном, политическом и экономическом кризисе в стране, о том, что в республике царит безвластие, систематически нарушаются законы и Конституция Азербайджана, создаются полукриминальные военизированные группы, ведущие республику к тоталитарному, военно-полицейскому режиму.

«В общественном сознании, — говорилось в обращении, — создалось мнение, что политическое руководство республики не в состоянии и не в силах предпринять соответствующие меры для выхода из этого тяжелого положения…

Учитывая вышесказанное, просим в самые ближайшие дни созвать сессию Верховного Совета Азербайджанской Республики с участием президента, Кабинета министров, влиятельных лидеров политических партий и движений, глав исполнительной власти, а также председателей советов городских и районных народных депутатов, известных ученых и общественных деятелей».

Под обращением поставили свои подписи около 140 человек, то есть одна треть парламента.

В книге профессора Захида Гаралова «Дороги, ведущие к вечности», опубликовано любопытное обращение группы представителей интеллигенции к Гeйдaру Aлиeву, в котором, говоря о глубоком политическом, социально-экономическом и военном кризисе, охватившем республику, подписанты просят его воспользоваться своими конституционными правами и полномочиями и в качестве заместителя председателя Верховного Совета Азербайджана использовать свое влияние, политический и государственный опыт для принятия в Милли меджлисе и претворения в жизнь судьбоносных законов и решений. В этом же обращении упоминается об инициативе группы депутатов, потребовавших созыва внеочередной сессии Верховного Совета республики, и о том, что эта инициатива не поддержана спикером и представителями власти. Однако, пишут далее авторы обращения, в соответствии с Конституцией проведение этой сессии возможно в другом месте и другом составе, а потому «есть большая потребность в вашем участии и руководстве».

Азербайджанские известия.- 2013.- 26 апреля.- С.2