Дмитрий ТУРКАН, флорист.
«Цветы — это
очень личное. С их помощью можно выразить любое чувство»
Весна непременно ассоциируется с яркими красками цветов — тюльпанов, нарциссов, подснежников. Их хрупкая, нежная красота украшает сады и скверы столицы. Да и мы, заметьте, с приходом весны по поводу и без повода покупаем букеты: для себя, для любимых, на дни рождения. Между тем собрать не просто «пучок» растений, а настоящий «цветочный портрет» или «цветочный тост» — это целое искусство! Обо всем этом и размышляет в беседе с корреспондентом «Азербайджанских известий» Ирадой АГАЕВОЙ флорист Дмитрий ТУРКАН, приехавший в нашу страну из Италии.
— Дмитрий, для итальянца вы отлично говорите по-русски. Специально учили язык?
— Для начала — я не итальянец, а молдаванин, владею не только русским, но и многими другими европейскими языками. Родился и вырос в Кишиневе, в семье потомственных садоводов: мои бабушка и дедушка, родители всю жизнь занимались выращиванием цветов. Можно сказать, что меня с рождения окружали цветы. А флористикой серьезно начал заниматься с 15 лет, когда меня определили учеником к самому знаменитому в Молдове мастеру в этой области Степану Захаровичу Кара. Он хорошо известен в профессиональных кругах России, Европы. Был его подмастерьем несколько лет. Занятия не прерывались даже после моего поступления в университет.
— Значит, вопрос выбора будущей профессии перед вами не стоял?
— Нет, такого выбора не было. Однако, не осознавая, что флорист перспективная профессия, я поступил в Молдавский государственный университет на факультет математики и информатики по специальности «программист-переводчик». Тогда такой специальности, как «флористика», не только в Молдове, но и на всем постсоветском пространстве не было.
Изучать ее на профессиональной, научной основе стали совсем недавно. А тогда приходилось обучаться самому, искать специальную литературу, мастера-художника. Признаюсь, несколько раз пытался бросить это занятие, устроиться в компанию программистом — тем более что моя специальность всегда востребована на рынке труда. Но понял, что это не мое.
— И уже сами достигли определенного уровня мастерства?
— Не только, учился в европейских школах флористики. Закончил курсы и мастер-классы у знаменитых флористов в России и Италии, получил соответствующие сертификаты. Работал в Москве, Санкт-Петербурге, побывал в Голландии, на родине тюльпанов. Кстати, после завершения очередного курса остался в Милане, получил гражданство, организовал свою фирму. За восемь лет добился многого, стал профессиональным флористом. Меня стали приглашать на оформление презентаций и других торжеств. Дела шли в гору, и вот теперь получил приглашение из Азербайджана.
— В чем его суть?
— В Баку появилась идея открыть цветочный бутик высшего класса, нечто вроде брендового салона цветов, в котором будут предоставляться услуги по европейским стандартам. Организаторы компании начали искать человека на пост артдиректора салона. Эти поиски привели ко мне. На первых порах я познакомил визитеров из Баку со своими итальянскими коллегами. Но почему-то их работы не произвели на гостей из Баку большого впечатления. Это были композиции, выполненные с очень «европейским вкусом», некоммерческие работы, очень простые, такие букеты в Азербайджане не будут продаваться.
— Почему?
— В Европе, к примеру, берут охапку цветов одного вида — 20 или 50 тюльпанов, лилий, ирисов и т.д. — ставят их в красивую вазу. Вот и вся красота. Нет разнообразия, изысканности, шарма, игры тонов и полутонов. Вы поняли меня?.. Тогда потенциальные работодатели поинтересовались моими работами. А у меня, в силу того, что прошел практику и набирался опыта в Молдове, России, южноевропейских, североевропейских странах, получился синтез различных течений и стилей. В этом плане мои работы отличались от других. Тем не менее приглашение немного смутило меня, не торопился принять сразу решение. Приехал в Баку на переговоры. Ваша столица поразила меня размахом строительства, архитектурой, синтезом восточного и европейского колорита, открытостью и добротой людей. Есть что-то общее между Азербайджаном и Италией. Понял, что нужно обосноваться в Баку и создать здесь школу флористики. Ровно год, как я живу и работаю артдиректором компании Lilac.
— Что скажете о профессии флориста? Что из себя представляет эта область?
— Многие думают, что флорист работает только с цветами, составляет композиции, сидит на стуле и занимается заказом. Это — заблуждение. Работать приходится по многу часов на ногах, в резиновой обуви, потому что кругом вазы и ведра с водой, вода проливается на пол, нужно подрезать стебли, листья цветов. Словом, это настоящий «многостаночник», универсал: он должен уметь работать руками — строгать, красить, сверлить, шить, плести, рисовать, чертить. Поэтому и руки исколотые и изрезанные. Порой даже требуются инженерные познания, чтобы по чертежам создать сложную композицию.
— Откуда черпаете вдохновение для композиций?
— Черпаю вдохновение из материалов, с которыми работаю, городского пейзажа, природы — чинары у водоема, цветы на балконах жилых домов, море… Иногда это может быть орнамент ковра или архитектурного здания, но в основном это материалы. Кора и листья деревьев, лоскуток шелка, бархата, виноградная лоза, лепесток розы и т.д. Люблю экспериментировать с материалами, которые на первый взгляд не сочетаются: металл — лепесток розы, стекло — ветка ивы. Новые идеи проявляются в неожиданных по фактуре и цветовой гамме композициях.
Если признаться, здесь, в Баку, я смог полностью раскрыться как профессионал. Для людей созданные мною композиции — это новое искусство. Их восторг и одобрение вдохновляют меня на новые творения. У вас очень любят и ценят красоту, цветы, природу.
— Какие сейчас основные флористические тенденции в мире?
— Сегодня наблюдается весьма своеобразная тенденция — показать красоту самого цветка, его стебля, листьев, нежность лепестков. Когда букет формируется из множества цветов, от этого теряются основной смысл композиции, индивидуальность работы. Кроме того, акцент делается на использование современных материалов и аксессуаров — пластмассы, металла, стекла, дерева и т.д. Это сочетание создает неповторимые композиции.
— А что скажете относительно цветов?
— Цветы в каждой стране разные. Мы живем в условиях активной интеграции людей, культур и вкусов в новое сообщество. Посмотрите на Европу. Идет процесс формирования межэтнической культуры, международной, межкультурной коммуникации. Все перемешалось настолько, что четких границ между течениями и направлениями нет, эти границы размыты. Что касается Азербайджана, то, по моим наблюдениям, здесь пока не любят желтый цвет. Может, причина в том, что этот цвет ассоциируется с разлукой? Я с этим не согласен. Желтый цвет — это солнце, тепло, золото, роскошь, радость. Лично я не придерживаюсь какого-то одного цвета в композициях, монотонности. К тому же цветовые предпочтения людей часто меняются. К примеру, в прошлом году весной был бум на фиолетово-сиреневую гамму в букетах. Летом же доминировала бело-желтая палитра. По-моему, цветовые предпочтения зависят от сезона и вкуса людей.
— А в Европе какие тенденции?
— Там все цвета актуальны. Деления на модные и немодные цвета нет. Если вы спросите о моих личных цветовых пристрастиях, то я предпочитаю пастельные тона — кремовый, бежевый, бледно-розовый, бледно-салатный.
— Какие самые популярные цветы в нашей стране?
— Как я выяснил, в Азербайджане раньше были очень популярны розы, лилии, герберы, гвоздики. Вот, пожалуй, и все. Сегодня в салонах представлен такой широкий ассортимент цветов, что трудно сделать выбор. В Баку покупателям предлагают самый широкий ассортимент продукции — от георгинов до орхидей, розы различных сортов. К примеру, розы с названиями «Ив-пежо», похожая на пион с приятым ароматом, «Оушенсонг» с фиолетовыми лепестками. Королева роз — красная «Ред Наоми», кстати, самая популярная на европейском рынке. Она долго стоит в воде, богато выглядит.
Весна в разгаре — в нашем салоне появились тюльпаны, гиацинты, фрейзии, сирень. Должен сказать, что каждый цветок должен соответствовать своему сезону. К примеру, тюльпаны можно покупать круглый год. Но я их заказываю зимой и весной, потому что это зимний и весенний цветок. Подсолнух тоже можно заказать в любой сезон, но он больше подходит солнечному и жаркому лету. Есть нюанс: некоторые цветы я вообще не заказываю из-за рубежа. Это лилии, герберы, гипсофилы.
— Какие сегодня самые модные цветы в мире?
— Приобретает популярность стиль XIX века в композициях. Это пионы, английская роза, что касается цветовой гаммы, то пастельные цвета входят в моду, неяркие цвета.
— Создаваемая композиция зависит от тематики мероприятия?
— Большинство наших работ делается на заказ. Когда мне заказывают букет, безусловно, стараюсь узнать, куда «идут» цветы: если это деловой ужин, то знаю, какая форма и цветовая гамма должны быть у букета. Если романтическая встреча — то это уже совсем другая композиция и цветовая палитра. Если букет предназначен женщине, стараюсь узнать ее возраст, характер, цветовые предпочтения.
Поначалу задаваемые мною вопросы раздражали клиентов, но постепенно я смог объяснить, для чего это делается, что создаваемый букет должен соответствовать статусу, облику человека. Иногда идея композиции приходит за считанные минуты, иногда над решением задачи приходится думать днями, чтобы создать нечто удивительное. Здесь, в Баку, я в создании букета часто использую виноградную лозу. Мне нравится это растение, его жизнестойкость и «упорство».
— Расскажите о свадебных букетах. Как вы создаете композиции для торжества такого формата?
— В первую очередь беседую с женихом и пытаюсь узнать максимально больше о невесте — где они познакомились, ее вкусовые предпочтения, потом обсуждаю стиль предстоящего торжества. На основании полученной информации создаю несколько композиций на выбор. Стараюсь не делать банальные букеты, а создавать что-то необычное, «играть» либо цветом, либо цветами, либо формами. Существуют принципы подбора букета невесты под конкретный образ, рост, тип красоты девушки.
— Где вы заказываете цветы?
— Чтобы добиться высокого качества работы и широты предлагаемого ассортимента, продукцию заказываем в Голландии. В Баку цветы быстрее доставляются, чем, скажем, в Лондон, Милан, Берлин. Потому что к нам они доставляются самолетом за 4 часа, а в эти города — трейлерами. Поэтому в нашем салоне всегда очень свежие и красивые цветы. Это отражается на цене.
— Какой самой дорогой цветок у вас в продаже?
— Штука розы «Ред Наоми» стоит 6 манатов, сирень с высокой веткой в 90 см и крупными цветами — 12 манатов, другая разновидность сирени — 5 манатов.
— Во сколько обходится средний букет?
— От 70 до 100 манатов.
— В каких условиях вы храните столь нежную продукцию?
— Для нее есть специальные холодильные камеры. Розы хранятся в камере с температурным режимом в 4-6 градусов тепла. Розы любят прохладу. Остальные цветы хранятся в камерах при температуре 6-8 градусов тепла.
— Какие цветы вы сами любите?
— Все свежие цветы — прекрасны!
— Как продлить жизнь цветам?
— Для покупателя важно в сохранности донести их домой. Там поставить в чистую воду. Для любого цветка самое главное — это вода, которую надо регулярно менять. Не нужно ставить букет на солнце, перед кондиционером, на сквозняк — цветы этого не любят. Но каждому растению отмерен свой срок.
— Как часто покупают цветы в Баку?
— Очень часто! Для цветов всегда есть время, место и повод. Дарятся они и просто так. Цветы — это очень личное. С их помощью можно выразить любое чувство.
Ирада Агаева
Азербайджанские известия.- 2013.- 27
апреля.-С.1-3.