Архитектура экспорта

 

Будущие поставки газа из Азербайджана в Европу

не ограничатся только рамками коридора TAP

 

Партнеры по разработке газоконденсатного месторождения «Шахдениз» — BP, ГНКАР (Госнефтекомпания Азербайджана) и Total — приобрели доли в проекте Трансадриатического газопровода, который был выбран в качестве маршрута доставки газа в Европу. BP и SOCAR получили по 20%, а Total — 10% долевого участия. Среди вновь присоединившихся к проекту фигурирует и бельгийский оператор газораспределительных сетей Fluxys.

В настоящее время процентное долевое распределение в ТАР выглядит следующим образом: BP (20), ГНКАР (20), Statoil (20), Fluxys(16), Total (10), E.ON (9) и Axpo (5). «Трубопровод TAP откроет Южный газовый коридор, который напрямую свяжет производителей газа Азербайджана и Каспийского региона с Европой и за счет обеспечения новых источников газа усилит энергетическую безопасность Европы», — сказано в официальном сообщении консорциума.

По мнению руководства Трансадриатического газопровода, новые акционеры призваны содействовать существенному улучшению стратегической позиции газопровода и повышению его статуса в качестве интеграционной связки между добычей газа и его поставками конечному потребителю. Акционеры TAP остаются открытыми для предложений других стратегических партнеров, которые намерены присоединиться к проекту в будущем.

Месяц назад консорциум по разработке месторождения «Шахдениз» отобрал в качестве маршрута по доставке в Европу азербайджанского газа Трансадриатический газопровод (ТАР). Это означает, что природный газ будет доставляться по территории Греции и Албании в Южную Италию. Однако выстроить окончательную архитектуру будущего экспорта еще предстоит. На церемонии, где был объявлен выбор европейского маршрута, все участники уверяли, что планируют не просто доставлять газ в страны, через который пройдет будущий трубопровод ТАР, но и по возможности расширить рынки сбыта и подключить к ним наиболее привлекательные направления. Это будет выгодно как производителям газа, так и конечным потребителям. С подключением в ТАР новых партнеров контуры будущих планов становятся все четче.

Хотя первоначальная мощность газопровода составит всего 10 млрд кубометров в год — ровно столько, чтобы принять предназначенные для Европы объемы газа с «Шахдениз-2», в дальнейшем он может быть увеличен вдвое. Это относится и к рынкам сбыта. Например, один из крупнейших европейских операторов газовых сетей бельгийский Fluxys не случайно присоединился к ТАР. Он совместно с партнером из Италии, компанией Snam работает над проектом по дальнейшему развитию газораспределительных сетей и газообмена между северной и южной Европой.

«Через партнество Fluxys со Snam и через наш проект, который позволит природному газу поступать с юга на север из Италии до Германии и Бельгии, газопровод TAP сможет соединить богатые газовые залежи в Каспийском регионе с европейскими рынками сбыта газа», — заявил глава Fluxys Вальтер Пираер.

Сами представители ТАР уверены, что хотя маршрут ограничен тремя странами — Грецией, Албанией и Италией, выход на высоколиквидный итальянский рынок, третий по величине в Европе, даст и другие преимущества. Отсюда природный газ может проследовать и дальше — в Германию, Францию, Великобританию, Щвейцарию и Австрию.

Из Греции шахденизский газ можно легко транспортировать в Болгарию, считающуюся одной из самых уязвимых с точки зрения энергобезопасности европейских стран. Все помнят, как несколько лет назад газовый спор между Россией и Украиной поставил Болгарию в тяжелое положение, усугубившееся суровой зимой. А посредством Албании и нового Ионическо-Адриатического газопровода (IAP) вполне можно наладить поставки каспийского газа в ряд стран Юго-Восточной Европы — Боснию-Герцеговину, Черногорию, Хорватию. ГНКАР, к слову, уже сама делает подвижки в этом направлении. Весной этого года она заключила соглашение о сотрудничестве с компанией, которая продвигает проект IAP.

 

Кямаля Мустафаева

 

Азербайджанские известия.-2013.-1августа.-С.2.