Шахмар МОВСУМОВ, исполнительный директор ГНФАР: «Азербайджан намерен превратить
нефть и газ в актив, который обеспечит постоянный приток доходов»
Государственный нефтяной фонд Азербайджанской Республики (ГНФАР) был создан для управления нефтяными и газовыми доходами Азербайджана в качестве фонда национального благосостояния, и сегодня он управляет фондом, примерно равным половине ВВП Азербайджана, и становится крупным международным инвестором. В интервью, опубликованном в британской The Independent и немецкой «Die Welt», исполнительный директор ГНФАР Шахмар МОВСУМОВ рассказал о роли Фонда в сохранении макроэкономической стабильности, его обширном международном портфеле инвестиций и том, как он ведет диверсификацию экономики.
— Каковы основные задачи ГНФАР?
— Во всем мире есть много примеров, когда огромные доходы по сравнению с размерами страны создают значительные проблемы, поэтому в свое время президент Гeйдaр Aлиeв решил создать фонд национального благосостояния — ГНФАР. Все доходы от нефти и газа накапливаются в этом Фонде. Рамки, которые мы установили, — совершенно уникальные. Во многих странах нефтегазовые доходы поступают в бюджет, а затем его излишки идут в фонд, тогда как в нашей ситуации все доходы напрямую поступают в Фонд, а затем парламент ежегодно обсуждает, сколько денег ему необходимо перевести в бюджет. Это создает очень прозрачную основу. В этом году в госбюджет планируется передать примерно 11,3 миллиарда манатов ($14,4 миллиарда).
— А цели Фонда?
— ГНФАР имеет три основные цели. Во-первых, это сохранение макроэкономической стабильности. Мы должны управлять доходами таким образом, чтобы не искажать экономику, потому что доходы по отношению к ВВП огромны. Суммы под управлением Фонда составляют около половины ВВП Азербайджана. Когда мы начинали, у нас под управлением было $270 миллионов, сейчас — более $35 миллиардов. Мы инвестируем в глобальном масштабе, на всех международных рынках. Нам не разрешается вкладывать средства внутри страны, и, таким образом, мы защищаем макроэкономическую стабильность.
Вторая цель — равенство между поколениями. Нефть и газ — исчерпаемые ресурсы. Мы не можем позволить только текущему поколению извлекать из них пользу, каждый человек должен иметь доступ к благам, и поэтому ГНФАР также обеспечивает будущие поколения. Не последнее место занимает вопрос о том, как использовать эти деньги для диверсификации экономики. Нам нужно превратить нефть и газ в актив, который создаст постоянный поток дохода.
Каждый год, в соответствии с нашим бюджетом, мы переводим средства в государственный бюджет, и эти деньги используются для всех расходов правительства. Мы также каждый год напрямую финансируем ряд проектов, в основном социальные и инфраструктурные проекты.
— О каких конкретных проектах идет речь?
— Одним из первых социальных проектов было строительство поселков для беженцев и вынужденных переселенцев. Из палаточных лагерей в новые поселки было переселено более 150 тысяч человек. Другой социальный проект, которым мы также очень гордимся, — «Государственная программа по образованию азербайджанской молодежи за рубежом в 2007-2015 гг.». Каждый гражданин Азербайджана в возрасте до 35 лет, поступивший в авторитетный международный университет, получает полную стипендию. Единственным требованием является то, чтобы они вернулись и жили в Азербайджане в течение пяти лет после окончания учебы. Это очень успешный проект. Пока около 2000 человек обучаются за рубежом в ведущих университетах, в том числе в Великобритании. В сфере инфраструктуры мы финансировали долю правительства Азербайджана в трубопроводе Баку—Тбилиси—Джейхан, сейчас финансируем железную дорогу Баку—Тбилиси—Карс, а также пару крупных проектов по водоснабжению, строительство нового крупного завода по переработке нефти и газа в Азербайджане и НПЗ в Турции. Мы собираемся финансировать и трубопровод TANAP, который по праву считается неотъемлемой частью новой политики энергетической диверсификации для Европы.
— Какие шаги предпринимаются для обеспечения большей прозрачности деятельности Фонда?
— Прозрачность — краеугольный камень нашей деятельности. Мы публикуем все отчеты и являемся активными участниками Инициативы прозрачности добывающих отраслей (EITI). Я вхожу в состав Международного совета EITI, а ГНФАР получил награду ООН за общественные заслуги в реализации этой инициативы в Азербайджане. Мы являемся и активными участниками Международного форума суверенных фондов, первое заседание которого состоялось в Баку в 2009 году.
— В чем заключается поддержка Фондом ненефтяного сектора?
— Есть два способа, которыми правительство может диверсифицировать экономику. Первый — когда правительство идет в авангарде, строит заводы и фабрики и начинает диверсификацию производства страны. Второй — стимулирующая роль правительства за счет инвестиций в инфраструктуру страны и создание лучших условий для частного сектора. Мы испробовали первый способ в течение 70 лет в Советском Союзе, и он не сработал. Вот почему правительство вкладывает крупные инвестиции в основную инфраструктуру, и теперь частный сектор играет ведущую роль. За последние 10 лет рост в нефтяном секторе сменился ростом в ненефтяном — в прошлом году он составил почти 10%.
— Где в мире ГНФАР вкладывает инвестиции?
— В прошлом году мы начали диверсификацию классов наших активов. Мы начали вкладывать средства в недвижимость; одно из наших первых приобретений — недвижимость на улице Сент-Джеймс, 78 в Лондоне, так что можно сказать, что ГНФАР уже вкладывает в экономику Великобритании. Мы являемся инвестором на финансовых рынках Великобритании, а также в сфере недвижимости. У нас еще есть инвестиции в Европе, но мы начинаем все больше и больше смотреть в сторону азиатских рынков. И можно сказать, что являемся глобальным инвестором.
— Всемирный банк предсказывает глобальное падение цен на нефть в течение ближайших нескольких лет. Какие меры вы принимаете, чтобы смягчить его последствия?
— Само существование Государственного нефтяного фонда является своего рода буфером между изменчивостью цен на энергоносители и государственным бюджетом. Какой бы ни была цена на нефть и каким бы ни был обменный курс маната по отношению к доллару, госбюджет получит средства на ежегодной основе. Мы принимаем все удары на свой баланс. И хорошо подготовлены к изменчивости цен на энергоносители.
— Каков ваш прогноз на ближайшие 10 лет экономического развития Азербайджана и где должны быть сосредоточены усилия?
— Стратегия, разработанная президентом Гeйдaром Aлиeвым, была чрезвычайно успешной. Основываясь на этом успехе, разработана стратегия диверсификации и развития. Она опирается на рост ненефтяного сектора. И мы настроены довольно оптимистично. Азербайджан довольно гладко пережил все недавние кризисы, и это связано с тем, что мы осторожны. Государственный нефтяной фонд не является исключением. Он никогда не терял денег с момента своего создания, потому что мы очень консервативны. Я думаю, что такой подход будет продолжаться и сослужит нам хорошую службу.
Азербайджанские известия.- 2013.- 13
декабря.- С.1,3.